Зиньковская вышиванка: сохранить синие цветы на белом фоне


Опубликованно 27.05.2021 02:10

Зиньковская вышиванка: сохранить синие цветы на белом фонеТрaдициoннaя вышивкa, кoтoрoй, пo рaзным oцeнкaм, oт 100 дo 200 лeт, мoжeт исчeзнуть

Xмeльнитчинa, кoтoрaя являeтся чaстью Пoдoлья, выдeляeтся срeди другиx этнoгрaфичeскиx рeгиoнoв тexникaми, oрнaмeнтaми и цвeтaми вышивaнoк. В прeдeлax oблaсти кaждый рaйoн и дaжe сeлo имeют свoи нeпoвтoримыe мaркeры, пo кoтoрым вышивaнку мoжнo идeнтифицирoвaть.

В Дeнь вышивaнки Укринфoрм знaкoмит читaтeлeй с трaдициями xмeльницкoгo Пoдoлья и уникaльнoй вышивaнкoй сeлa Зинькoв. Oнa пoрaжaeт свoим крoeм и oфoрмлeниeм, нo мaстeриц, кoтoрыe умeют неизвестно зачем вышивать, почти нет. Поэтому на сегодняшний день краеведы и историки обеспокоены, что сей элемент культуры может исчезнуть, а зиньковские вышиванки останутся украшением да что вы? что частных коллекций и музеев.

НИЗЬ И КРЕСТИК

Линуха Иваневич

Кандидат исторических наук, докторант Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Т. Рыльского НАН Украины, изучательница традиционной подольской одежды Лилия Иваневич рассказывает, что-то вышивка Центрального Подолья, к которому относится отдел Хмельнитчины (другая – к Волыни, - авт.), архи разноцветная, поскольку вобрала характерные особенности соседних регионов Западного, Буковинского, Восточного Подолья и Волыни, а местные мастерицы делились своими традициями.

"Коль скоро на территории Украины зафиксировано больше 150 видов техник, то можно сказ половина из них была известна для Подолье. Из этой половины как несколько видов не использовались для территории Центрального Подолья. К преобладающим (использовались побольше 60% населения региона – авт.) на этом месте принадлежали низинка или низь, низзя и папа-мама не выговаривает или обычный крестик. Низь – сие древняя вышивка, которая была распространена с XVIII и предварительно начала ХХ века. Крестик но начал распространяться в конце XIX века. Низинка – куда эстетичная, но сложная техника, почему крестик быстрее принял эстафету первенства", - отмечает Иваневич.

К распространенным техникам (использовали с 10 до 60% населения – авт.) относятся вытыкание, вырезывание, занизывание, цепочка, горизонтальные стежки, стебновка, штаповка, по мнению брыжам, различные виды мережек, ретязь, затяганка, збиранка и прочие. Среди редких (использовали менее 10% людей – авт.) – в прикреп, золотое вышивка, зерновой вывод, лиштва, низинный кант, полукрестик, розчохи (розщохи), соловьиные глазки, тонкостебельчатый шов, многочисленный шов, вышивка бисером.

До словам исследовательницы, в одной вышиванке мастерицы в большинстве случаев сочетали несколько техник, декорируя ими неодинаковые ее элементы.

Лилия Иваневич добавляет, чисто, украшая вышиванку, мастерицы Центрального Подолья использовали архаичные сложение орнаментации, самые распространенные из которых - тёс жизни и изображение женской фигуры с расширенной к низу треугольной одеждой и поднятыми выспрь руками и головой, а также мотивы украинской народной орнаментики – геометрические, зооморфные и антропоморфные.

Цветовая палитра хмельницких вышиванок имеет свои особенности. (языко объясняет исследовательница, для северо-центральных районов области (полдень Староконстантиновского, Старосинявского, Красиловского районов) сильнее характерны красно-черные цвета с незначительным вкраплением других цветов изнутри. Ant. снаружи орнамента. Для вышивки центральных районов (Виньковецкий, Волочиский, Городоцкий, Деражнянский, Летичевский, Проскуров, Чемеровецкий, Ярмолинецкий) характерны те а красно-черные цвета, к которым добавляют янтарный, зеленый, синий, вишневый. В южных районах (Новоушицкий и Каменец-Подольский) встечаются сочетания светлых цветов – молочного, желтого, фиолетового, розового. Быть этом вышивка белым по белому была характерна для того всего Центрального Подолья.

Традиционные вышиванки Центрального Подолья

Лиля Иваневич отмечает, что примером только что не чистого крестика является зиньковская крест. Основную орнаментику пазухи, плечевых уставок и предплечья женских рубашек в Зинькове вышивали крестиком, а дополнительными техниками украшали нарукавники, горловину, пазушный разрез.

«Потому крестик был распространен в конце ХІХ – начале ХХ в., в таком случае можно говорить, что зиньковская мережка возникла в начале ХХ в., однако наибольшее кругозор и распространение получила в 1920-х годах», - добавляет Иваневич.

Ультрамариновый ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕНОК НА БЕЛОЙ ВЫШИВАНКЕ-МОРЩИНКЕ

Об этой вышиванке известного для Хмельнитчине села рассказали сестры Валена Когут и Галина Бернацкая, которые основали дискотека "Хранители истории Зинькова" и инициировали изделие музея при Зиньковском лицее.

Валя Когут (справа) и Галина Бернацкая (направо)

Женщины говорят, что в местном музее хранится традиционная к села праздничная вышиванка, которой рядом 200 лет, поэтому считают, что-то техника этой вышивки возникла вначале, чем на рубеже ХІХ-ХХ вв. Фотографии здешних вышиванок поражают своим фасоном и декором.

«Кубовый цвет с цветами – это традиционная зиньковская филе. Если надеть такую рубашку, ведь орнамент на ней складывается в мозаика в виде венка или гирлянды. Орнаменты симметрично располагались словно на передней, так задней стенке вышиванки», - говорит Галинуша Бернацкая.

В музейных фондах и частных коллекциях попадаются вот и все зиньковские рубашки, вышитые черными нитками с добавлением синих, а тоже синими с зелеными и голубыми цветами.

Валюня Когут добавляет, что сначала в Зинькове вышиванки создавали в какой-нибудь месяц вручную, а когда в селе в 1928 году появилась первая швейная машинка Singer, возникает и машинная крест. Параллельно с этим продолжали вышивать руками, свидетельством а являются наряды 1950-х годов.

Собеседницы объясняют, будто традиционная зиньковская вышиванка была с подтычкой (пришитая нижняя том рубашки – авт.) и выглядывала с-под юбки. Ее низ украшали где-то называемыми «качалочками», которые похожи бери технику «ришелье» (ажурная мережка – авт.).

"Зиньковская вышиванка была уставкового как, то есть уставки вшивали и собирали их складочками и закрепляли отделочным швом в виде пухлика, вследствие чему создавалась пышность широкого рукава. Неукоснительно были пришивные широкие манжеты. Сие вышиванки-морщинки, то есть собранные лоно и горловина в мелкие складочки и обязательно с воротником-стоечкой. Интересах такого наряда использовался характерный угоду кому) Подолья тип кроя и геометрически-флористический орнамент. Что касается вышивки бери спине, которую мы видим получи и распишись зиньковских рубашках, это тоже подольская нестандартность", - акцентирует Лилия Иваневич.

Какими судьбами в Зинькове для рубашек выбрали то есть синий цвет, неизвестно. Правда, ни бери одной вышиванке не встречаются два сапога пара цветы. Хотя венок на зиньковских рубашках встречается малограмотный всегда. Исследовательница говорит, что сие может быть одна из разновидностей местной вышиванки река своеобразная интерпретация мастерицы.

Валентина Когут и Галюся Бернацкая рассказывают также о традиционном зиньковском строе. В него вповалку с вышиванкой входили юбка с бархатным поясом и такого порядка же вставкой снизу, платок и полсапожки или ботинки.

Зиньковский строй

О мужицкий зиньковской вышиванке известно очень бедно. Уцелевшего наряда не сохранилось, только из местных рассказов известно, чего у мужчин рубашки завязывали возле шеи около.

СОХРАНИТЬ НЕВОЗМОЖНО ПОТЕРЯТЬ

Несмотря возьми свою оригинальность, традиция зиньковской вышивки сейчас под угрозой исчезновения.

Как отметила заведчица отделом научно-методической работы и народного творчества Хмельницкого областного научно-методического центра культуры и искусства Еленка Соснина, сейчас рассматривают вопрос о внесении зиньковской вышивки в местный список элементов нематериального культурного наследия, какой-никакой содержит уже 9 позиций.

"Скорешенько всего, зиньковскую вышиванку мы будем представлять в список как элемент, который требует немедленной охраны. Мастериц, которые отшивают рубашки за старинным образцам, становится все менее, и есть угроза, что такие вышиванки останутся только лишь украшением частных коллекций и музейными экспонатами. Получи сегодня есть только одна такая кушачница", - говорит Соснина.

Возлюбленная добавляет, что в немного другой цветовой гамме и оформлении как стертый медный пятак вышиванки встречаются в соседних селах - Адамовке и Станиславовке.

Снабдение местной вышивки поможет не чуть возродить традицию, но и популяризировать Зиньков промеж туристов. Живописное село заинтересует путешественников руинами замка, деревянной церковью Святого Михаила Архангела, костелом Пресвятой Троицы. За исключением того, гурманы найдут здесь знаменитую зиньковскую черную колбасу и зиньковский бездрожжевой заработок.

Ирина Чирица, Житомир

Фото Валентины Когут и Лилии Иваневич



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут