Художник Анатолий Гайдамака: Музей Голодомора перепутали с фитнес-центром


Опубликованно 05.05.2018 01:45

Художник Анатолий Гайдамака: Музей Голодомора перепутали с фитнес-центром

Известный художник-монументалист Анатолий Гайдамака — о том, почему нынешние власти устроили геноцид его коллег и где появятся новые музеи.«музей голодомора, похоже, перепутали с фитнес-центром». «Во власть пришли Швондеры, устроившие геноцид культуре»

— Анатолий Васильевич, недавно ваш коллега Иван Марчук пожалел, что в свое время вернулся из США в Украину и сказал, что наша страна для жизни самая худшая в Европе. Похожее разочарование вы высказывали в 2008 году. Сейчас разделяете его мнение? 

— И не только он вернулся, другие тоже разочарованы. В 2008 году я сказал, что не хочу жить в этой стране. Сейчас стало еще хуже, и не только мне. После каждой революции люди надеются на лучшее. Все художники почти каждый день были на Майдане. Думали, что-то поменяется. Но так случилось, что сейчас в отношении художников происходит геноцид и травля. Тот же Андреевский спуск практически уничтожен, там художников нет. После 1986 года мы организовали там украинский Монмартр, где со временем работали около 150 моих коллег. Мы начали восстанавливать почти уничтоженные к тому времени дома, стоявшие без крыш и окон-дверей. Мы создали музей Подола. После прихода независимости на нас стали наезжать «маски-шоу», начались поджоги, борьба за частную собственность. Мы отнеслись тогда к приватизации несерьезно, ведь никому и в голову не приходило, что художников могут выгнать на улицу

Приватизацию художникам запретили, чтобы не мешали дерибанить дома. Мы отбивались, устраивали митинги. Постепенно Андреевский вымылся, художников выжили, теперь многие работают у себя на кухнях. К этому привело и невиданное повышение цен на аренду мастерских. Похоже, нас приравняли к олигархам. И каждый год аренда повышается. К слову, при Януковиче для художников были льготы — за помещение до 50 кв. м платили 1 грн аренды, а больше никто старался и не брать. После Майдана все льготы отменили. К слову, например, во Франции и Бельгии, для художников огромные льготы. А некоторые страны их вообще содержат. Китай дает не только мастерские бесплатно, но и квартиры рядом строит.— Какие у вас сейчас отношения с властями?

— После Майдана в районную и городскую власть пришли Швондеры. Для примера, меня не пускают в мастерскую на спуске, с 2014-го не хотят продлевать аренду, несмотря на ежемесячную плату 9 тыс. грн плюс за коммуналку.

Там приходят в негодность картины из-за прорвавшего прошлой зимой отопления. Нет воды и света. Хотя раньше там побывали тысячи человек, известные люди оставили автографы на стенах. Часто бывал Виктор Ющенко. Будучи на разных должностях, он приглашал в мастерскую гостей из разных стран — послов, премьеров. Это был центр общения с интересными людьми.

А сейчас департамент культуры говорит, что это я довел мастерскую до непригодного состояния. А особенно много переживают по поводу этого помещения в управлении охраны культурного наследия, хотя это здание не памятник, на нем нет даже таблички. Хотя могла бы и появиться — в память о тех, кто бывал в этом доме. При этом там почему-то не переживают, что разрушается Гостиный двор, Киевская фортеця, под угрозой разрушения находки времен Киевской Руси на Почтовой площади.

Когда я об этом говорю, меня не слышат. Страна стала слепоглухонемой. И самый опасный штат во власти — среднее звено, которое непосредственно отвечает за культуру. — Вы обращались к мэру?

— У него в городе и так проблем хватает: то снег, то дороги. И причем тут Кличко? Появление Швондеров от культуры во власти — явление не только киевское. Это пошло по всей Украине. Перед Новым годом на защиту моей мастерской на имя Кличко написали письма Леонид Кравчук и Виктор Ющенко, космонавт Каденюк, половина Верховной Рады. До этого тоже было много обращений в разные инстанции. Стыдно за страну. Моя проблема уже известна не только в Украине, но и за рубежом.

— А президент, премьер? Вы к ним обращались? Ведь когда-то с Ющенко, как говорят, вы были на короткой ноге...

— С Петром Порошенко и Владимиром Гройсманом я хорошо знаком. С Порошенко — со времен Ющенко, в команде которого он был. С Гройсманом — со времен установки памятника Шевченко в Виннице, когда он был там мэром. Тогда они приглашали на встречи, прислушивались. Сейчас к ним не достучаться. Но я все понимаю — тяжелая ситуация в стране. 

С Ющенко мы и сейчас дружим. А тогда горели идеями, но не все реализовали. Мы были с ним знакомы с тех пор, как я делал в Национальном банке интерьеры, музей денег. Потом моя мастерская была его «штабом». Я ездил в Хоружевку, знал его маму. Сделал там мемориал Голодомора. Одновременно реализовали проект первой очереди Мемориала жертвам Голодомора возле Лавры. Было много проблем, власть выделяла участки на Владимирской горке, возле завода «Арсенал» или на клумбе возле моста Патона. Но мой проект изначально был привязан к месту возле Лавры. Когда Ющенко его увидел, вызвал Черновецкого, чтобы он выделил землю. Жители соседних домов меня благодарили — оказывается, на том месте планировалась стройка 17-этажного дома. — Вы дружите з добробатами, делаете бесплатно проекты надгробий для погибших бойцов. Как люди, которые прошли Майдан и АТО, воспринимают нынешнюю ситуацию в стране?

— Очень плохо. Даже не ожидал, что настолько. Не дай Бог, они придут с оружием сюда. У них разочарование полное. В первую очередь — злость на военное начальство за напрасные человеческие потери. Также они говорят, например, о волонтерской помощи. Если ее направляют напрямую, она доходит, если централизованно, через военные части, — уже нет. — Вы рассказывали, что у вас есть «15 килограммов нереализованных проектов». Какой самый важный для вас?

— У меня есть интересный проект, который мог бы сыграть международную роль. Мемориал погибшим на Буковине 1 апреля 1941 года, когда людям, недовольным советской властью, разрешили переселиться в Румынию. Предыстория такова. Когда в 1939 году на Западную Украину пришла советская власть, ее сначала встретили хлебом-солью. А потом начались репрессии, людей загоняли в колхозы, ломали церкви. А там народ набожный, не поняли такого. И для них предложение переселиться было важным событием. На границу пришли несколько тысяч людей разных национальностей, с детьми, были священники. А их расстреляли из пулеметов. Остались в живых немногие.

Я был в Ханты-Мансийском крае, где остались потомки буковинцев. Они рассказывали, что в дороге тоже многие умерли. В Румынии мой проект готовы реализовывать — сбитый клин журавлей по полям на три километра к румынской границе. Но с двух сторон, чтобы сойтись на границе. Проект давно лежит в АП, но президенту не показывают.

— Вы против проекта музея во второй очереди Мемориала жертвам Голодомора. Почему?

— Там вышла провокация. Меня отстранили от участия в проекте. По утвержденному проекту, будет музей, в котором ни сам Голодомор не показан, ни история красного террора, начавшегося 100 лет назад, который и привел в итоге к трагедии. Там запроектированы зеленая зона, зона релаксации и много другой всякой дури. Авторы перепутали музей Голодомора с фитнес-центром.

— Мемориальный комплекс воинам АТО рядом с Родиной-матерью, по которому вы готовите проект, уже по названию неоднозначен — «Агрессия России». Вы считаете, что нужно и дальше усугублять конфликт?

— Название вряд ли оставят. Участок еще не выделили, да и непонятна сама философия комплекса. Я вижу композицию на ступенях Московских ворот Киевской фортеци: посередине большой «камень преткновения», а на каждой ступени — все страны, против которых Россия воевала, начиная с Украины в 1918 году, когда пришли войска Муравьева, и заканчивая нынешней Украиной, а в середине десятки стран — Армения, Эстония, Грузия. Но этот проект никого не интересует. Уже объявлен конкурс на мемориал Небесной сотни и Музей революции — в яме на Институтской на месте выставочного павильона. Там территории достаточно, чтобы разместить и «Агрессию России».

А с другой стороны, приближается столетняя годовщина битвы под Крутами. Вот там бы и разместить третью очередь мемориала, посвященную героям АТО. Можно было бы отлить колокола из отстрелянных гильз, привезти ежи и тетраподы с блокпостов. Но этот мемориал находится в ведении Минобороны, а там не с кем разговаривать. Минобороны проявило инициативу к столетию битвы под Крутами — как мне рассказали, за 600 тыс. грн, которые выделили на это мероприятие, покрасили паровоз... А конфликт дальше уже некуда усугублять.

— Как относитесь к тотальной декоммунизации?

— Нужно молиться, чтобы лоб не разбить. Ленина, конечно, не жалко. А вот почему мою роспись в гостинице «Мир» затянули пленкой, неясно. И там нет колосьев или серпов, а летят кони и люди. Если так подходить к декоммунизации, то и дома следует посносить.

— Нравится ли вам идея обустроить Музей оккупации СССР на ВДНХ, куда будут свозить памятники?

— То, что предлагает Вятрович, будет не декоммунизация, а, наоборот, пропаганда коммунистической идеи. Павильоны построены в разгар коммунизма, это сталинская архитектура. У меня давно была идея свезти все эти памятники в Чернобыльскую зону, и ее много людей поддерживают. Пускай памятники там стоят и стерегут станцию им. Ленина. — Много споров относительно Арки дружбы народов на склонах Днепра, Родины-матери и даже насчет Вечного огня, который периодически гасят вандалы. Основной посыл — это символы СССР, они уродуют киевский ландшафт...

— Была идея посвятить этот огонь не только погибшим во Второй мировой, а всем, кто сложил голову за Украину, в том числе и бойцам, погибшим в АТО. А даты поставить 1918–2018. Дай Бог, чтобы на этой цифре война закончилась. Я создал такой проект, но его отложили. Что касается Арки дружбы народов, я бы ее переименовал.

В 2005 году я разработал проект реконструкции Украинского дома, в котором от Владимирской горки в парк около арки вел бы стеклянный мост-труба с выходом к кукольному театру. По нему можно было бы даже велосипедом ездить. Получил за него премию. А сейчас похожий проект моста выиграл конкурс. Его представили те же люди, которым доверили вторую очередь Мемориала жертвам Голодомора.

— Думаете сейчас в Киеве есть «любимые» архитекторы?

— Я не интересовался. Наверное, есть. Только что сейчас строят? В основном жилое строительство. А вот строительные компании «любимые» точно есть.



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут