Как Украине выиграть "Оскар". Киноакадемик рассказал, что снимать для главной премии
Опубликованно 01.10.2018 09:21
«Вы можете снять отличный фильм, но если его премьера пройдет без шума, мы его тоже не заметим», — с ходу признался 59-летний режиссер и действующий киноакадемик Лоуренс Дэвид Фолдс («Молодые воины», «Прекрасная, но опасная», «В поисках дома»). «Я принадлежу киноакадемии с 1986 года, — говорит Лоуренс, приехавший в Киев на международный медиафорум KYIV MEDIA WEEK. — А значит могу раскрыть вам некоторые секреты. Например, на что ориентируются американские киноакадемики при выборе номинантов и победителей в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Учитывая, что Украина безуспешно заигрывает с «Оскаром» в этой номинации еще с 1997 года, есть повод услышать Лоуренса. О тонкостях для «иностранных фильмов»
Каждая страна сама определяет, какую картину отправлять на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Но к таким фильмам есть ряд требований. Главные из них — хронометраж должен составлять минимум 40 минут, чтобы фильм был снят за пределами США, а доминирующей звуковой дорожкой не может быть английский язык. Это может быть документалка или анимационный фильм, хотя такое бывает редко. До того, как претендовать на «Оскар», фильм должен находиться в кинопрокате хотя бы неделю. Но не может быть показан в других форматах — на DVD, ТВ или в интернете. “Донбасс" на Оскар – что понравится и отпугнет американских киноакадемиков в украинском номинанте О мизерных бюджетах и острых темах
Из украинских картин, которые претендовали на «Оскар», я хорошо помню «Зиму в огне» (правда, документалку о событиях на Евромайдане 2013–2014 годов снял израильский режиссер Евгений Афинеевский). У вас творились страшные вещи. Яркий получился фильм, он меня очень тронул, и я за него болел, чтобы он победил. Но увы. В качестве примера могу привести несколько картин, которые взяли «Оскар» или были близки к этому, но, главное, у них есть чему поучиться. Например, «Белое солнце». У этого непальского фильма мизерный бюджет — всего $200 тысяч, но потрясающая операторская работа, оригинальная тема — о том, как отца хоронят два сына с разными политическими взглядами, из двух враждующих племен... Здесь очень красиво рассказана история человечности, поиски компромиссов несмотря на разногласия. Или ливанский фильм «Оскорбление». Мало того, что он технически отлично сделан, так еще у него очень хорошая связь со своим регионом, а учитывая, что Восток сейчас в центре внимания, то и интерес к нему большой. Одна бытовая ситуация позволяет вскрыть всю боль палестино-ливанских отношений. И зрителям фильм дает возможность наблюдать за столкновением этих культур. «Фантастическая женщина» родом из Чили — эта картина получила в марте «Оскар». Здесь поднята очень узкая, но важная тема — ЛГБТ. Актриса-женщина играет мужчину-транссексуала, и, поверьте, история ее борьбы за место в обществе цепляет. В драме «Рана» родом из Южной Африки сильны не только игра актеров и операторская работа, но и сама история. Тема оригинальная и неоднозначная, на родине режиссера это табу — как в Африке происходит обряд посвящения подростков в мужчины. И один из них гей... Венгерскую драму «О теле и душе» непросто смотреть — ее хронометраж составляет два часа, там много сложных и кровавых сцен, например, на скотобойне. Фильм о двух разных, но странных людях, даже изгоях, которые находят что-то общее благодаря снам. Режиссер Ильдико Эньеди до этой картины не снимала 18 лет. Когда смотришь ее фильм, то чувствуешь, что режиссер верила в то, что снимала. И как раз многим режиссерам не хватает веры в то, что они делают. О подноготной голосования
Все члены Американской киноакадемии (а это более 8 тысяч человек по всему миру, из которых, конечно, большая часть проживает в Штатах. — Авт.) делятся на гильдии (всего их 17. — Авт.). И в соответствии со своим профилем и голосуют за «своих»: актеры выбирают актеров, гримеры — гримеров, композиторы — композиторов и т. д. Кстати, Гильдия киноактеров — самая многочисленная, она больше, чем все вместе взятые остальные направления. Исключение составляет номинация «Лучший фильм» — за него голосуют все члены киноакадемии. Для некоторых категорий, как, например, «Лучший фильм на иностранном языке» академия формирует специальные комитеты из представителей всех гильдий. Назовем его комитет иностранных фильмов, и вот он в два этапа просеивает картины от лонг-листа (на этом этапе их может быть до сотни) до шорт-листа из девяти, а потом пяти фильмов. Если подробнее, то сотня картин, которые на «Оскар» выдвинули страны, распределяется между членами комитета. Каждый смотрит примерно по 10–20 фильмов и голосует. Так выбираются первые шесть картин, а еще три добавляет исполнительный комитет иностранных фильмов, скажем, чтобы не упустить какую-то значимую ленту. Теперь уже эти девять фильмов обязаны посмотреть все члены комитета и выбрать пять номинантов, которые и будут соревноваться за «Оскар». А дальше — на финальном этапе — к голосованию подключаются все действующие члены киноакадемии, которые посмотрели эту пятерку номинантов.
Категория: Культура