"Добро — это не про Россию"
Опубликованно 20.11.2019 23:45
"Ribbon.ru" продолжает рассказ студентов из ближнего зарубежья, которые едут учиться в Россию. Значительная часть из них были из Средней Азии, что российский диплом — заветная мечта. Однако, не все мечтают остаться в стране после обучения. Например, как выяснилось из разговоров со студентами из Казахстана, многие рассматривают Россию как "трамплин" для перехода в Европу. Выходцы из других стран Центральной Азии, как Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, не столько ориентируется на Запад. Они предпочитают жить и работать в стране, но Родина не заботится об их профессиональном развитии. В этой статье, студенты из среднеазиатских республик рассказывают о трудностях, с которыми они сталкиваются дома и зачем возвращаться туда с дипломом.Дефицит образования
Сейчас в России получают образование около 26 тысяч граждан Узбекистана — около 10 процентов от общего числа иностранных студентов. Многие из них не собирается возвращаться на родину, потому что на протяжении многих лет власти всячески давал им понять, что молодые специалисты разрабатывают международного уровня в Узбекистане не ждите.
До 2016 года, пока в стране действовал режим первого президента Ислама Каримова, выпускники зарубежных вузов не могут рассчитывать на получение хорошей работы на дому — дипломы просто не признают. Для занятости, они обязаны посещать курсы повышения квалификации, что являлось изучение трудов Каримова, узбекский язык и историю.
Чтобы окончательно отбить у детей желание уехать за границу, в школах и колледжах были показаны фильмы, где в ярких красках нарисовал "мытарства, голод и лишения студентов за пределами Узбекистана". Кроме того, дети получают образование в спецотделе МВД. Но это не помогло. "Мы говорим здесь, что если вы едете в Россию, вы останетесь ни с чем, а вернулся из России несколько парней, демонстрируя дорогие телефоны и модную одежду, сократить наши разговоры ни к чему. И дети предпочитают слушать их, а не нас", - жаловались представители учебных заведений. Поэтому власти пошли на крайние меры: в 2013 году, Совет безопасности, Генеральная прокуратура и Министерство внутренних дел республики введен запрет на студентов пересечения границы.
Узбекские университеты не могут похвастаться качеством образования. Между ними нет конкуренции, нет смысла бороться за абитуриентов, которые имеют право подать заявление только в один университет. В результате их выпускники могли найти работу только в родной стране, так и за рубежом, их уровень подготовки не считается достаточным.
Позиция студентов изменилось в лучшую сторону после смерти Каримова. В Узбекистане началось развенчание культа личности был рассмотрен и образовательной политики, в том числе и в отношении учебы студентов за рубежом. Одним из первых шагов новых властей стало изменение правила признания дипломов зарубежных вузов, в настоящее время выпускники, которые занимают первую тысячу позиций в рейтингах международно признанными организациями, не обязаны проходить дополнительное тестирование.
После "оттепели" образовательная миграция из Узбекистана начал потихоньку набирать обороты. В то время как отток кадров незначительна — по данным последних исследований, 70 процентов узбекской молодежи, ни при каких обстоятельствах не намерен покидать страну. Но большинство из них жаловались на проблемы с работой, а это значит, что поток будет только расти, особенно в соседней России. Вернуть молодых специалистов назад или нет, зависит от того, какой курс выберет правительство Узбекистана.Из России с дипломом
Джавахиром получил степень бакалавра в Ташкентском государственном институте востоковедения и поступил в НИУ ВШЭ в Москве для того, чтобы вернуться домой и работать на благо родной страны. По его словам, выпускники этого университета занимают высокие государственные посты в Узбекистане, поэтому он не сомневался, что они смогут найти работу. Джавахиром хочет получить в Министерстве иностранных дел своей страны и участвовать в развитии отношений Ташкента и Москвы. Он говорит так тепло о России, хотя некоторые вещи его удивить. "У вас много возможностей в стране, но почему-то много недовольных", - говорит молодой человек.
Изменения в Узбекистан не только предоставлена возможность реализовать свои амбиции профессионалов, таких как Джавахир, но и открыло путь домой для тех, кто никогда не планировал возвращаться. "Я вернулась в Узбекистан после смерти диктатора Каримова, когда он увидел, что страна начала меняться", - говорит другой собеседник, Али.
Он покинул страну в начале 2010-х годов, хотя изначально такие планы у него были. В Узбекистане, он столкнулся с неудовлетворительным качеством образования, пропаганда в школах и подавляющая коррупция на возможность поступить в местный университет с его прямым текстом требовали взятку. Новый дом он выбрал фаст — русский язык родной для Али. Получил образование здесь, сказал он, после возвращения в Узбекистан дает ощутимые преимущества в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.
"Но самое главное-это среда, студенческий и образовательный, - говорит Али. Я даже не думала о возможности, которую мне подарила моя школьная. Я узнал свободы. Свобода мысли, свобода слова и выражения-это величайшая вещь, которую я получил от образования в России".
Однако есть те, кто даже не собирается работать на благо Родины после учебы в России. Ирина окончила школу, после падения режима Каримова, но она даже не думает, чтобы продолжить учебу в Узбекистане, и в 2018 году он поступил на факультет филологии в одном из университетов Санкт-Петербурга. Изначально девушка собралась на учебу в США, но в конце концов "решил начать с меньшего". Она рассматривает Россию как промежуточный шаг. "Я не хочу жить здесь, в России, но с российским гражданством будет легче для меня, чтобы взаимодействовать с миром, потому что гражданства Узбекистана — это просто ничего", - говорит она.Коррупция и низкое качество
Проблемы в области высшего образования, стоящих перед Узбекистаном, актуальны и для других стран Центральной Азии, хотя и не в таких масштабах. По словам Ерлана, уроженец киргизского города Ош, в стране "по пальцам можно пересчитать" вузы дают хорошее образование, и нет повального взяточничества. Это нежелание мириться с коррупцией была его основным мотивом, чтобы пойти по стопам отца и отправиться в Томск.
Еще одну проблему ограничения кыргызской молодежи в выборе профессии. Государственного бюджета финансируется обучение в первую очередь в профессиях, которые востребованы в стране на данный момент. Земляк Ерлан Лиза сначала собиралась вместе на домашнем обучении, в этом году киргизские власти сделали ставку на технические и естественно-научного направлений, только не ее семья. Желающих получить образование в области экономических, гуманитарных или социальных наук были вынуждены идти на платное обучение. Исключение делается только для выпускников с высокими баллами на единый школьный экзамен.
Качество образования, по мнению киргизских выпускников в стране не так высока, чтобы вложить свои усилия и деньги. Айсулуу, окончив один из университетов Бишкека, пытаясь попасть в Германию, но не получилось. В конечном итоге получить степень магистра, она поехала в Россию.
"Я хочу развиваться в экономической сфере. Я хотел быть лучшим специалистом, поэтому я не мог остаться в Бишкеке. Я хотел получить наилучшее образование, чтобы вернуться и получить хорошую работу на родине", - говорит она. Теперь Айсулуу учится уже в аспирантуре, но ее планы не изменились. Она все еще надеется вернуться в Кыргызстан, где она планирует организовать курсы для новичков и финансистов, чтобы помочь студентам и студентам с выбором специальности.
Однако, несмотря на то, что российское образование и популярность Центральной Азии и уважение, многие из них до сих пор боятся приходить сюда. И одна из главных причин-это популярная в России, ксенофобия.Вам здесь не рады
"О нетерпимости к иммигрантам переживет всех студентов, которые учатся в России. Многих людей я не встречала, все об этом ни-ни говорят", - говорит уроженец Таджикистана, студент НИУ ВШЭ Алина. Об этих трудностях, и говорит ей соотечественника Рустама Джамалова. Окончив хореографическое училище в Душанбе, он продолжил учебу в Московском государственном институте культуры (МГИК), получить профессию хореографа театра.
Обучение в России не было приоритетом для него — молодой человек, ориентированный на Европу или Азию, и даже целенаправленно учат китайский язык. От идеи, чтобы образование в России было отражено в нежелании бороться с предрассудками, существующими здесь против его соотечественников. Но решающим аргументом стало отсутствие языкового барьера — русский язык для родного Рустам. Он не жалел, поступающие в школу, на родине знаменитого русского балета, но его озабоченность по поводу ксенофобии обоснованным в полном объеме.
"В первые дни учебы мне пришлось сдавать документы в администрацию университета. Дождавшись своей очереди, зашла в кабинет, но сотрудники даже не спрашивают меня, сказал, "уборка после двенадцати"", — рассказывает свою историю Рустама. "Мне очень долго пришлось доказывать, что я не пришел сюда, чтобы взять танцевальных залов, и заниматься им", - добавляет он. Молодой человек прожил в России полтора года, но продолжает сталкиваться с нетерпимостью.
Алина уверена, что этой проблемы количество студентов из Таджикистана в России будет постепенно сокращаться: "не выделяться из толпы и быть радушно принят больше о Китае, о США и Европе. Но не о России. И о Китае в большей степени. Это еще одна причина, почему между равных условий для образования в Китае и России любой здравомыслящий соискатель выбрал бы Китай. Я так думаю. Теперь очень хочу побывать там".
Часть интереса таджикской молодежи можно объяснить высокой стипендии в университетах Китая, они могут рассчитывать не только на бесплатное образование, проживание и медицинское страхование, а ежемесячные выплаты в размере 400-600 долларов. Это значительно больше, чем средняя зарплата в Таджикистане, который, по последним данным, составляет около $ 130. Кроме того, по словам Алины, ее страна считается очень выгодно покупать некоторые товары в Китае, а потом перепродают, и обучение в Китайский университет может помочь установить нужные связи.
Но не все выходцы из Азии рассматривают образование в Китае выгодно. Javaher утверждает, что в родной российский диплом в Узбекистане ценится выше, чем Китайской. Гражданин Кыргызстана Эрлан свидетельствует о экологической ситуации в Китае, культурные различия и языковой барьер. Кроме того, негативное отношение к восточному соседу в Кыргызстане объясняется политика коммунистической партии Китая в отношении этнически близкое к Кыргызской уйгуров. Жители Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) теряются в "лагерях трудового перевоспитания", где мусульмане пытаются отучить от "экстремистских идей" заставляют петь китайский гимн и писать иероглифы. Под каток китаизацию Коммунистической машины падают, в том числе проживающих в Кыргызской Синьцзян.Борьба за умы
Россия понимает, что отток квалифицированных кадров из стран Центральной Азии должны использовать: государства уже поставил перед университетами задачу увеличить долю иностранных студентов с нынешних 247,7 тыс. до 700 тыс., и к 2024 году, в рамках проекта "Экспорт образования". В Таджикистане и Кыргызстане активно работают представители российских вузов, проведение Олимпиад студентов и экзамены. Успешно сдали выпускники смогут поехать в Россию и учиться на бюджетных отделениях. Подключены к этой работе и Россотрудничества, которая проводит экзамены по русскому языку и математике. Организация предоставляет квоты на обучение для лучших выпускников.
Китайские вузы используют ту же стратегию в России: их представители приезжают в страны региона, проведение агитационной работы и экзамены. По словам студентов, которые поступают в такие университеты очень легко, но большинство учебных заведений второго и третьего порядка малоизвестной китайской провинции, где не так престижно.
Экспорт высшего образования традиционно считается одним из основных инструментов "мягкой силы". Получил престижный диплом за границей, молодые люди возвращаются домой, не включенными в культурной, социальной и политической жизни своей страны, порой невольно становятся агентами влияния страны их альма-матер.
Для стран Центральной Азии, России сохранит свой исторический статус двери в мир западной цивилизации. Этому способствует география, историческая память, культура и даже экономика. Несмотря на многочисленные дрязги в отношениях с Москвой, страны региона сохраняют пророссийскую позицию, их жители нашей страны, по большей части теплые чувства. Этот статус-кво сохранится, в то время как Россия остается лидером на образовательном рынке Центральной Азии. Однако влияние Китая и западных стран растет с каждым годом. Потерять Москву в новую Большую игру и будет укреплять свои позиции в регионе зависит не только от чиновников и дипломатов.
Категория: Интернет