Мaльчики раздельно, девочки – тоже отдельно, неужто Как Сталин гендер в школе делил
Опубликованно 04.10.2020 03:35
Мужскиe и жeнскиe шкoлы - этo нe тaкoe уже и дaлeкoe прoшлoe. Нaши дeдушки и бaбушки впoлнe мoгут вспoмнить, кaк этo былo...
Ужe пoлмeсяцa прoдoлжaeтся тaкoй нeoбычный и слoжный «кaрaнтинный» 2020-2021 учeбный гoд. Нo пo «стaрoму стилю» 14-гo - этo пeрвoe сeнтября, и eсть вoзмoжнoсть вспoмнить o тoм, кaк шкoльники учились кoгдa-тo - в чaстнoсти ... o рaздeльнoм oбучeнии мaльчикoв и дeвoчeк. Сeйчaс пoдoбнoe oбучeниe в Укрaинe сущeствуeт скoрee кaк экспeримeнтaльнoe, a кoгдa-тo, 65-75 лeт нaзaд - былo oбязaтeльным.
Шaг впeрeд и двa шaгa нaзaд
Вo врeмeнa Рoссийскoй импeрии, тaк жe, кaк и Aвстрo-Вeнгeрскoй, в кoтoрую вxoдилa Зaпaднaя Укрaинa, oбучeниe былo рaздeльным. Зaxвaтив рука, большевики, декларируя общедоступность образования и паритет полов, почти сразу поставили тема о совместном обучении мальчиков и девочек. Оно было введено в 1919 году. Все-таки, еще до начала Великой Отечественной войны, в Союз решили, что равноправие полов достигнуто, (вследствие можно возвращаться к раздельном обучению. Инъецировать его должны были в 1941 году, хотя помешала война. К реформе вернулись в 1943 году. Потом ко многому «возвращались» - легализовали православную приход под присмотром НКВД, вернули «царские» звездочки, георгиевскую ленту ... Ну, и раздельное занятия. Ориентировались - тоже на имперский компетенция. Советский партийный функционер Андрей Мариуполь писал наркому иностранных дел Союз Советских Социалистических Республик Вячеславу Молотову: «Я ознакомился с правилами интересах учеников гимназий и прогимназий, утвержденными в 1877 г. Далее очень много правильных и заслуживающих перенесения в наши режим (с существенными исправлениями) положений». В таком разе же была подготовлена ??докладная шпаргалка отделом школ ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения РРСФР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза Совдепия». В ней в частности говорилось о томище, что «…Совместное просвещение стало создавать затруднения педагогического и организационного где-то... Введение раздельного обучения достаточно содействовать укреплению дисциплины и устранит далеко не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами».
В июле 1943 года раздельное выучивание было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров Союз Советских Социалистических Республик. Впрочем, Киев и большая часть Украины опять-таки оставались под оккупацией.
Не хватало ресурса. Педагогического - в свой черед
В 1953-1954 годах школы с раздельным обучением поуже работали в 150 городах Советского Союза. В согласии инструкции, каждая школа - и мужская, и женская - должна была быть отдельное учебное здание, а также всё-таки необходимые военно-учебные, спортивные и лабораторные приборы.
В мужских школах планировалось конкретно увеличить лабораторные и практические занятия числом физике, химии, биологии. Но про подавляющего большинства школ новые запросы оказались утопическими. Разделение школ создало предостаточно проблем, решить которые местные высшие круги не смогли. Порой одно школьное строение приходилось делить между мальчиками и девочками. Готовиться в таких школах приходилось в две, по временам и в три смены. Существенно возросла заполняемость классов: в среднем в школе было предварительно 30 классов с более 40 учащимися в каждом. Из-за двухместными партами иногда сидели по мнению четыре школьника.
«Да что ты и трудно будет справиться с нами студентке-практикантке...», - просто так комментировал появление молодой учительницы в своем «мальчишеском» классе Вотан из героев советского художественного фильма 1953 возраст. Возникли также и проблемы с персоналом: безлюдный (=малолюдный) хватало учителей, высокой была проточность кадров. По инструкции, директорами мужских школ должны состоять мужчины, а женских - женщины, но мужчин директоров было один-другой. Требования были высокими, так а как и ответственность, поэтому многие невыгодный выдерживали нагрузок.
Как познакомиться с девочкой?
Каким образом общались мальчики и девочки, разделенные школьной реформой? (без, прежде всего в семье: у большинства детей были братья и сестры, а у тех, в свою хвост, друзья. К тому же, и в гости корешок к другу тогда - в далеко доинтернетные период - ходили чаще, чем сейчас. Вот-вторых, существовали Дворцы пионеров, пионерские лагеря и тому подобное. А покамест юноши и девушки из разных школ встречались в праздники: Новый год, годовщины революции, 8 владычица. Отдельной страницей планировались совместные школьные балы-маскарады, особенно новогодние. Современница вспоминала: «Ядро было - успеть захватить «хорошие» костюмы. Их выдавали на время за достаточно доступную цену со специального склада... Сие были настоящие театральные костюмы всех эпох и народов с масками! Есть было... нарядиться английским матросом с пиратским прошлым...»
Объединение замыслу, эти вечера были своеобразным копированием дореволюционных балов, хотя иногда они были похожи «нате странную смесь концлагеря и первого бала Наташи Соматотропный ...» Впрочем, их шабаш равно ждали с нетерпением. Одна с современниц вспоминала, как старшие девушки ждали и готовились к балу, какой должен был состояться 8 марта 1953 возраст, и как чуть не плакали с отчаяния из-за того, что такое? праздник отменили ... из-после смерти Сталина.
Сталинский вальс наперекор буги-вуги
На карнавалы приглашались учащиеся с мужских школ, иногда курсанты военных училищ. Наравне вспоминает современник, «На вечерах четой танцевали па-де-катр и шаг-де-патинер, советские кадеты-суворовцы в черных мундирах и брюках с пурпурными лампасами давали 100 очков форы обычной гражданской шпане, которая неловкий топталась на месте...» Изумительный времена позднего сталинизма самым популярным официальным танцем был вальсик. Именно вальс считался самым приличным, «благородным» танцем. Что вальсы написаны популярные советские песни о школе того времени: "Школьный вальсок" (1950) и "Школьные годы чудесные" (1956). Концевой стал своеобразным гимном тогдашней советской школы получай всей территории СССР, включая УССР. Проклевывание украинского аналога стало возможным не долее чем в 1960 году - именно тогда была написана "Пісня насчет вчительку" Платона Майбороды и Андрея Малышко.
Танцевальная драйвер школьных балов утверждалась заранее. И без- только школьная, но и на танцплощадках. Популярным танцем была вдобавок полька. Танцевать танго и фокстрот было мало-: неграмотный желательно. Их можно было строго-настрого запретить разве что раз за праздник. И то не всегда ... А кроме строго запрещенным танцем в СССР в середине пятидесятых годов был буги-вуги. Журналишко «Смена» в 1954 году писал: «Сие папина заслуга. / Это кудлы до плеч. / Это хора буги-вуги / И с похабщинкою речь... » Буги-вуги воспринимался в духе совершенно аморальный танец. Почему? Ибо что там большая составная - фантазирование. Любая импровизация в тоталитарном обществе воспринималась точно некая угроза государственному строю. Постоянно должно быть строго регламентировано. Поп-танцы - тоже.
Глас народа в СССР? И - крышка эксперимента
В 1950-1954 годах - оказывается, случалось в СССР и такое - развернулась дискуссия о целесообразности раздельного обучения. Симпатия проходила преимущественно в прессе. Если определение о введении раздельной системы обучения в 1943 году принималось получи самом высоком уровне кулуарно, так отказ от нее - довольно публичной. В газеты поступали сотни писем ото профессоров, домохозяек, школьников, врачей, учителей и пусть даже кадровых военных. Большинство авторов высказывались следовать возвращение совместного обучения.
Одним из главных аргументов в пользу совместного обучения, был дилемма полноценной коммуникации детей. Школьные годы - (много)значащий этап социализации ребенка, ведь свежесмешанный класс - это, по большому счету, образец общества, в котором и мальчикам, и девочкам доводится всячески коммуницировать: договариваться, спорить, кланяться с к, влюбляться, ссориться, мириться, находить общие решения...
Другие видел в раздельной системе обучения «перепевы теорий буржуазных идеологов о интеллектуальной неполноценности женщин», а в свою очередь указывали на появление у девочек «признаков потребительства и мещанства». Ходят слухи девочки оценивали мальчиков только согласно тому, насколько умело они танцевали. Мальчики но, смеялись над девочками, относились к ним с презрением, называли женские школы «бабскими». Теточка же, кто отстаивал идею раздельного обучения, подчеркивал, почему это очень прогрессивный подход, потому позволяет улучшить результаты обучения, а тоже сконцентрироваться на воспитании юношества «в лучших традициях» - дисциплинированных, вышколенных, умных - настоящих мужчин. Консерваторы поддакивали: «а девочки - будущие матери, и выхаживать их нужно соответственно...». Ввиду этого дискуссии велись ожесточенные.
В феврале в 1953 году, до этого времени при жизни Сталина, Константин Симонов - прежний главный редактор «Литературной газеты» передал копии писем - сильнее 800 - в ЦК КПСС и направил собственное послание секретарю ЦК КПСС Михайлову, тот или другой был куратором образования. В июле 1954 годы раздельное обучение отменили. Мотивация была та а, что и в 1943 году: «вожделение улучшить дисциплину учеников».
Аюшки? было потом
Поэтому период раздельного обучения мальчиков и девочек был недолгим - 11 полет. После этого все вернулось: малышня снова стали учиться вместе. С полгода им пришлось примириться друг к другу и учиться не перцепировать друг друга за «инопланетян». Водан из современников вспоминает: «... Совместное подтягивание с девочками очень волновало. Знакомые девочки у нас, что и) говорить, были, но школа воспринималась вроде некое подобие казармы, поэтому наличие там девочек было каким-так страшным нарушением. Всех рассадили попарно "мальчик - девочка". Сие воспринималось отчасти как брак - притом по расчету (учителей). Мальчики заговорили о достоинствах и изъянах «моей» и «твоей». Завидовали тем, кому досталась «красивая». Значительная мальчиков честно влюбились в «своих». Девочки рассматривались по части сторонам... Раздельное, а затем и совместное воспитание очень обострило внимание на разнице полов...»
Вот так закончился сталинско-великодержавный школьный эксперимент. К идее раздельного обучения сейчас не возвращались, разве что получай уровне дискуссий. Совместное обучение существовало поперед развала СССР, и потом. Что ж, у каждой модели обучения поперед сих пор есть как сторонники, в такой степени и противники. И это естественно.
Так а, как и то, что воспоминания пожилых людей о школьном прошлом как и разные. Кто-то из них улыбнется, а у кого-в таком случае в глазах заблестят слезы. Но и старый и малый равно - спросите у своих дедушек и бабушек - им теперь по 80, или около того...
Свєтлана Шевцова, Помаранчевый город
Категория: Культура