Цвeтoчный скачок, “Ролит” и волшебный парк - гуляние по Киеву с Vesti.ua


Опубликованно 05.10.2020 05:20

Цвeтoчный скачок, “Ролит” и волшебный парк - гуляние по Киеву с Vesti.ua

Oсeнь - блaгoслoвeннaя пoрa про прoгулoк, a Киeв - гoрoд, пo кoтoрoму мoжнo нарушать супружескую верность бeскoнeчнo дoлгo. Нo тaк бывaeт, чтo ты да я трaтим бoльшe врeмeни нa oбдумывaниe мaршрутa, чeм нa нaслaждeниe удивитeльными пeйзaжaми и пoтрясaющeй aрxитeктурoй гoрoдa, a ктo-тo и вoвсe скaжeт, чтo всe дoстoпримeчaтeльнoсти oн нeoднoкрaтнo видeл.  

Пoгуляйтe с Vesti.ua - вас убeдитeсь, кaк мнoгo нeизвeдaннoгo eщe oстaлoсь и скoлькo прeкрaсныx oткрытий ждeт вaс нa этиx улицax. Глава oтпрaвлeния - Спoртивнaя плoщaдь.

Плoщaдь Львa Тoлстoгo - пaрк Шeвчeнкo

Идeм пo Бaссeйнoй, свoрaчивaeм нa Шoтa Рустaвeли, зaтeм - нa Рoгнeдинскую. Сюдa ты да я eщe придeм, пoтoму - бeз лишниx пoяснeний. Нaлeвo - Бoльшaя Вaсилькoвскaя. Пoсрeди квaртaлa - кинoтeaтр “Киeв”, тeпeрь нeрaбoтaющий, гдe просвещенный oбoзрeвaтeль Vesti.ua Никoлaй Милинeвский встрeтил призрaкa. Дeлo былo тaк: oднaжды вeчeрoм oн дoлжeн был встрeтиться пoд кинoтeaтрoм с супругoй, a пoкa ждaл, рeшил пoсмoтрeть, чтo твoрится (во)внутрь - нa тoт мoмeнт в здaнии дoлжeн был нaчaться oбeщaнный рeмoнт. Милинeвский пoсмoтрeл в oкoшкo двeри, и снутри eму рукoй пoмaxaл извeстный aктeр - звeздa Гoлливудa. Кaк тaкoe мoжeт бытовать? Никoлaй приглядeлся и пoнял, чтo принял зa призрaкa кaртoнную фигуру aктeрa в натуральную величину с поднятой к голове рукой. А если кинотеатр в ближайшее время безграмотный откроют, то если не призраки, так ветер начнет гулять внутри безошибочно.

На площади Льва Толстого спускаемся в подземельный переход, справа вдоль стены - цветочная раек, где букеты продаются 24 часа в кальпа. Покупать что-либо не хоть лопни, можно просто пройти мимо и налюбоваться буйством красок в любое время лета. Выходим из перехода и идем в соответствии с улице вверх к парку Шевченко. С перекрестка налево - улица Антоновича (бывшая Горького). Вовуша Бонифатиевич Антонович - историк, археолог и этнограф, собаку съел по истории днепровского казачества. Раньше пересечения с Саксаганского улица его имени - сие маленький бульвар с пешеходной частью и скамейками посередине, в окружении великолепных зданий, возведенных в начале 20-го века прославленными архитекторами.

Да сюда мы зайдем в следующий единожды, а сегодня поворачиваем направо - улица Терещенковская. Названная в доброе имя прославленного мецената Федора Терещенко, симпатия, кажется, состоит сплошь из зданий - памятников истории и архитектуры. В одних творилась украинская сельхознаука, другие стали музеями. Музей литературы, музеи-квартиры Николая Бажана и Григория Тычины, с грехом пополам ниже по бульвару Шевченко - паноптикум Шевченко, далее по Терещенковской - Киевская картинная трифорий и Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, ни одна бродвей в Киеве не может похвастаться таким в количестве экспозиционных пространств.  

И если вы давным-давно мечтали встретиться с царевнами подземного царства Васнецова или — или Инфантой Маргаритой Веласкеса, можно мало-: неграмотный откладывать на потом, а зайти в Водан из музеев прямо сейчас. Спустя время - отправится в парк Шевченко (он занимает большую пункт четной стороны улицы, и здесь находится самый в летах в городе туалет), повидать великого поэта, налюбоваться красным корпусом Университета, бросить монетку в что песку в море с очертаниями Черного моря и устроить бранч с блинами с местного киоска. Маленький секрет: делать что все лавочки в парке будут заняты, дружно же идите на бульвар Актау. Сидеть там хоть и шумновато - с обоих сторон едут машины, зато на (веки (вечные полно свободных мест.  

Бульвар Актау - улица Пирогова

Кстати говоря, ввиду дальше путь лежит по бульвару, советуем трогаться прямо посреди аллеи - с нее открывается потрясающая обзор на проспект Победы. Особенно зрелищно она выглядит на закате дня, когда-нибудь город зажигает огни, и кажется, какими судьбами дорога уходит куда-то из-за горизонт.  

“Бибиковский бульвар - это широкая авеню, обсаженная тополями и обгороженная решеткой; ото Бессарабки видна вся аллея и экстраполирование ее за город; высокие трепещущие тополи поднимают поднимай свои серые стволы, как пирамиды; их верхушки удивительно изящно выступают в прозрачном воздухе, сообщая Киеву особое чарование”, - пишет в своем путеводителе по Киеву 1917 возраст украинский историк искусств Константин Широцкий. “По длине сие единственная в мире тополевая аллея”, - добавляет оригинатор.   

Сворачиваем к Владимирскому собору. Некто строился 20 лет (плюс червон лет прошло с момента зарождения идеи предварительно закладки первого камня), проектом оформления и отделки занимался Адя Прахов, расписывали собор лучшие живописцы того времени   - Витёша Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский и Рыцарь Котарбинский. Небольшая работа досталась и Михаилу Врубелю. Что тут мудреного, что собор называют произведением искусства и шедевром.

Водан пролет, и мы оказываемся на улице Пирогова. В самом начале - Народный педагогический университет им. Драгоманова, у входа - дольмен в его честь.

По другую сторону улицы, немножечко ли не с ее середины и после конца, тянется внушительное монументальное баня. Симметричный комплекс, с парадным двором и аркой посредине - сие жилой дом сотрудников наркомхоза УССР 1934-1936 годов постройки, его фасады поверху украшают малограмотный только картины из жизни советских трудяг, а и прижившиеся в штукатурке дары флоры.

Богдана Хмельницкого - “Ролит”

Тупик Пирогова упирается в Богдана Хмельницкого. После дорогу - прекрасное здание с кариатидами (№44). Рецидивист в стиле историзм был построен в конце 19 века архитектором Крауссом на купца Шамапаньера. Дом № 46 - дневавший и ночевавший особняк проектировщика киевской гавани, инженера Николая Максимовича, исполненный по его собственному проекту, № 50 - ставшийся доходный дом дворянки Хомицкой.

Точно по нечетной стороне встречаем клумбу-рояль и Кунсткамера медицины, об экспонатах которого ходят жуткие легенды.

Нате перекрестке с улицей Коцюбинского переходим в другую сторону. Справа - жилой куща 1936 года, построенный для старых большевиков, налево - дом несколькими годами старше, беспричинно называемый Ролит, или “Кооператив “Робітник літератури””. О томик, что в доме на Богдана Хмельницкого, 68, жили известные украинские писатели, поэты и деятели искусства, прошел слух мемориальные доски на фасадах.  

Посредь его обитателей были Иван Микитенко, Остап Вишенка, Иван Кочерга, Петр Панч, Сима Рыльский, Семен Скляренко - всего приближенно 130 имен. Прогуливаясь вдоль под своей смоковницей, можно представлять, как за этими стенами и окнами творили, заваривали чаевничание на крохотных кухнях, дружили и любили великие сыны) Адама.

Здесь переводил “Витязя в тигровой шкуре” Миколай Бажан, Олесь Гончар написал “Собор”, а Андреич Малышко сотворил знакомые всем не принимая во внимание исключения строки:

“Рідна мати моя, ти ночей приставки не- доспала,

Ти водила мене у полина край села,

І в дорогу далеку ти мене держи зорі проводжала,

І рушник вишиваний в щастя дала”.

Коцюбинского - парк Гончара

Через арку можно зайти во патио, чтобы рассмотреть литературный дом внутри. Стоит поторопиться, поскольку жильцы намерены окутать двор от посторонних. А там - здание конца 19-го века, свой якобы Давиду Жвании (политик обещал не нарушить памятник архитектуры для города, а пока, несмотря на новую штукатурку, дьявол выглядит заброшенным), еще одно мастерская, старину которого не заметишь через типовую плитку, и лестница, выводящая нате улицу Коцюбинского.

Ниже налево - сквер имени Валера Чкалова. Бронзовая фигура летчика-испытателя нужно на постаменте из гранита. Уминать здесь и детская площадка, но вчера(шний день) украшение сквера - искрящийся фонтан посредине, которому поуже 120 лет. Изначально фонтан, отплеснутый на заводе Термена, стоял для Софийской площади, а спустя несколько десятилетий переехал в один что разбитый сквер - на старых фотографиях рот окружен газонами с кустарниками и молодыми деревцами.

Афанасьевский Ямина - местность, ограниченная улицами Ивана Франко, Богдана Хмельницкого, Леся Гончара и Ярвалом - магическое место. Невзирая на дурную славу, к концу 19-го века анклав начала застраиваться: яр засыпали, были проложены улицы, стали казаться дома, многие из которых сохранились предварительно сих пор.  

По диагонали ото сквера Чкалова - через улицу Липинского - Сад имени Олеся Гончара. Вокруг рассредоточились старинная самозастройка, конструктивизм и классика 30-х, мурал, модернизованный велотрек, площадку перед которым облюбовали скейтеры, другой ЖК с печальной историей, вписанный полукругом, и недострой. Здесь же - кафе с авторской пиццей и коричневый киоск.

В самом парке - памятник Олесю Гончару с его словами, высеченными сверху камне, бювет и поразительное для крошечной территории разнокалиберность деревьев. В центре парка - еще Вотан округлый камень с исходящими от него лучами. Правдоподобно, он символизирует собой одно изо произведений Гончара - о великой силе любви, противопоставленной разрушительному действию войны. Новеллу “Модри Алатырь” (в переводе со словацкого - “синий гранит”) называют автобиографической, и первое ее прочтение Олесь Гончар организовал именно в парке, разумеется, не в Киеве, а в Днепропетровске.

И непонятно, ведь ли дело в магии Афанасьевского Яра, так ли камень и сам парк обладают чудодейственными свойствами, а если устал и ничего в жизни отнюдь не радует, достаточно хотя бы 15 минут пошляться аллейками или посидеть на лавочке, для того чтоб почувствовать себя абсолютно счастливым.

Толпа Липинского (бывшая Чапаева)

Переименованная в реноме историка и общественно-политического деятеля Вячеслава Липинского, сие настоящая улица-музей. Здесь изо кладок балконов растут деревья и дары флоры, из запыленных окон на прохожих смотрят игрушечные собачки, а на хазе поражают непохожестью друг на друга.  

Попасть семо в первый раз - сродни озарению. Оранжерея через дорогу от парка - бывшие высшие женские курсы. Семья №16 в стиле конструктивизм построен в 1939 году, плывущий за ним - в 1914-м. На стене заезжий двор 12 (1902 год) долгое время висело гладь с гравировкой Somebody loves you. Этой весною зеркало пропало, но можете браться уверены: вас все равно любят.

Семья № 8 в стиле неоренессанс построен в 1900 году архитектором Николаем Яскевичем - приманка творения он любил украшать фигурами драконов.  

Штукенция шесть, окрашенный в увядший розовый, - всё ещё один жилой дом, возведенный в стиле неоренессанс, следовать ним - опорная стена (взобраться получи и распишись нее можно, проникнув сквозь арку в одном с домов-соседей), далее - великолепная хутор с кариатидами и маскаронами. Начинается улица творением архитектора Николаева.

Сообразно нечетной стороне номера 7, 9, 11, 13 - работы архитектора Николая Горденина. Сие он построил дом на Андреевском спуске, идеже жила семья профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова, а в наши век здесь находится Музей Михаила Булгакова.

Намет №5: здешние вызывающе яркие двери - ответственный пункт программы киевских экскурсоводов. А опять-таки в этом здании, в пятой квартире, жил опытный образец героя романа “Белая Гвардия” - заушник юрфака Киевского университета Николай Судзиловский (с него Булгаков списал имедж Лариосика). Супруга писателя называла Судзиловского мямлей и неприятным типом. “Странноватый какой-либо-то, даже что-то ненормальное в нём было”, - вспоминала симпатия.

Среди известных обитателей улицы - Костюня Паустовский, Борис Пастернак, Григорий Кница и Сидор Ковпак, только непримиримый самбист за идеи большевизма, чье титул она носила большую часть своей истории, никакого следа на этом месте не оставил.

Выходим на улицу Ивана Франко. В полагающийся раз - лестница, на которой ужасно не заплакать, улица - галерея муралов, балаган, где рождался смех, и секретный перистиль с видом на купола. До встречи!

 



Категория: Туризм


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут