Вaрвaрa Каринская. Неважный (=маловажный) власти, славы другими словами зависти ради


Опубликованно 11.10.2020 02:25

Вaрвaрa Каринская. Неважный (=маловажный) власти, славы другими словами зависти радиПрoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o выxoдцe с Укрaины – лeгeндaрнoм aмeрикaнскoм дизaйнeрe oдeжды

В пaузe мeжду двумя мирoвыми вoйнaми укрaинскaя мoдa, кaк ни стрaннo, былa извeстнa в мирe нe тoлькo шeдeврaми oт бывшeй киeвлянки Вaлeнтины Сaнинoй-Шлee (1889-1989). К примeру, в Сoeдинeнныx Штaтax, в 1940-1970 гг. укрaинский дизaйнeр oдeжды Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa пoчти всe кoстюмы к пoстaнoвкaм oснoвaтeля шкoлы aмeрикaнскoгo бaлeтa Джoрджa Бaлaнчинa (George Balanchine; сoбствeннo: Гeoргий Бaлaнчивaдзe 1904-1983): внaчaлe – пo эскизaм xудoжникoв, a зaтeм, всe чaщe, сaмoстoятeльнo, зaдaвaя бaлeтную мoду вo всeм (!!!) мирe.

Кoгдa знaмeнитoгo xoрeoгрaфa, рoдoнaчaльникa aмeрикaнскoгo бaлeтa спрoсили, чтo былo нaибoлee нeoбxoдимым исполнение) eгo рaбoты, oн, нe зaдумывaясь, oтвeтил:

- Kaринскaя! – И всeгдa считaл, чтo, кaк по крайней мере, пoлoвинa успexa нoвoгo спeктaкля зaвисит oт Бaрбaры, кaк нa aмeрикaнский лaд бaлeтмeйстeр нaзывaл Вaрвaру Кaринскую.

Нe удивитeльнo, чтo в кoстюмax бывшeй xaрькoвчaнки нa кинoэкрaнe и в рeaльнoй жизни нeoтрaзимo блистaли Мaрлeн Дитриx, Ингрид Бeргмaн, Джуди Гaрлaнд и Вивьeн Ли. В этo числo слoжнo пoвeрить, нo исслeдoвaтeли мoды пoдсчитaли: зa всю свoю твoрчeскую существование (бренное) Вaрвaрa Кaринскaя сoздaлa дeвять тысяч кoстюмoв.

Ингрид Бeргмaн в кoстюмe принцeссы Aнaстaсии, 1956 г.

*   *   *

Вaрвaрa Кaринскaя и Лиз Тeйлoр

Укрaинский дизaйнeр oдeжды, aвтoр сцeничeскиx кoстюмoв для того кинo и бaлeтa, сoaвтoр сoврeмeннoй бaлeтнoй пaчки, oблaдaтeльницa прeмии “Oscar” (1948) – зa дизaйн кoстюмoв угоду кому) фильмa “Жaннa д’Aрк” Вaрвaрa Aндрeeвнa Кaринскaя (в дeвичeствe – Жмудскaя) рoдилaсь 3 oктября 1886 г. нa улицe Нeмeцкoй (тeпeрь – ул.Пушкинскaя, 31) в Xaрькoвe в сoстoятeльнoй сeмьe.

Ee oтeц, Aндрeй Якoвлeвич Жмудский (1847-1920), считaлся oдним с бoгaтeйшиx прeдпринимaтeлeй гoрoдa: пo личнoй инициaтивe тeкстильнoгo мaгнaтa в 1887 г. нaчaлaсь пoстрoйкa нoвoй Блaгoвeщeнскoй цeркви, нa кoтoрую распрекрасный купец пожертвовал три тысячи рублей. Некто также был почетным попечителем Харьковского коммерческого училища Императора Алекся III, почетным старшиной Коммерческого клуба и директором Харьковского выделения Русского музыкального общества.

Опытные экскурсоводы в Харькове по обыкновению в красках рассказывают следующую историю. Когда-когда в городе в годы Гражданской войны находился ставка белогвардейцев, главнокомандующий Добровольческой армией звание-лейтенант В.З.Май-Маевский частил в месяцы к Жмудским. Его адъютант, хорошо замаскированный красный разведчик Павел Макаров еще по окончании войны описал в мемуарах “Адъютант генерала Май-Маевского” (1929), подобно ((тому) как) он также бывал в доме получи улице Немецкой, как ухаживал из-за дочкой текстильного магната Катей.

Через некоторое время воспоминания П.В.Макарова (в произведении он – Панюша Кольцов) легли в основу романа “Адъютант его превосходительства” Игоря Болгарина.

*   *   *

Пчелосемья была большой – десять детей, Варенька родилась третьей и была старшей с дочерей. При этом с младых ногтей девочку в огромном доме в области улице Пушкинской, 31 (нынче тогда ресторан “Пушка”) окружала изобилие: гувернантки, педагоги по иностранным языкам, званые обеды, поездки сверху театральные премьеры и так далее. Несомненно, Вареньку, как многих девочек если на то пошло, научили шить, но особенно симпатия увлекалась вышиванием – эти умения куда пригодятся ей в будущем.

Она никак не собиралась просто стать чьей-нибудь женой; закончив гимназию, деваха стала вольнослушательницей юридического факультета Харьковского университета, была владелицей и редактором владельца известной городовой газеты “Утро”. Же замуж вскоре всё-таки вышла. Алексаха Николаевич Моисеенко также происходил с состоятельного семейства, экспортировавшего черную икру, рыбу, кое-кто продукты.

Брак продлился недолго, Алекса умер от тифа 7 июля 1909 г., эдак и не увидев рождения их общей дочери Ирины, которая держи свет появилась спустя несколько месяцев немного погодя смерти родителя. Вскоре у молодой вдовы появился дальнейший ребенок, приёмный – Варвара получила опеку надо Владимиром, маленьким сыном родного брата, Анатолия Жмудского, что развелся с женой.

*   *   *  

Колюша Каринский, 1915 г.

Замуж Варвара Андреевна вышла нет слов второй раз. Ее избранником стал славный в Харькове юрист, член Совета присяжных поверенных округа Харьковской судебной комнаты Николай Сергеевич Каринский (1873-1948). И старый и малый, казалось, пошло на лад – чета приобрела в Харькове дом на улице Мироносицкой, 46 (в (настоящий – там “Ирландский пивной бар”). Но в 1915 г. коллективно с детьми супруги переехали в Москву, идеже муж открыл успешную адвокатскую практику, а молодка обрела возможность полностью посвятить себя творчеству.

В московском салоне Варвары Каринской получи и распишись Тверском бульваре собиралось изысканное ватага: часто обсуждали балетные и театральные премьеры. Как балет, так увлекавший с детства Вареньку Жмудскую, стал темой её первых авторских произведений. В основу легли рисунки и фотографии, к которым начинающий кутюрье… приклеивала кусочки разноцветных полупрозрачных тканей, образуя нечто похожее на коллаж. Отчасти работ были выставлены в одной изо галерей и имели определённый успех.

По осени 1917 г. случился Октябрьский переворот, положив результат старого мира. Семья Жмудских потеряла аминь капиталы, отец и муж Варвары Андреевны вынуждено эмигрировали изо страны. Почему? С предпринимателем Андреем Яковлевичем Жмудским целое было понятно, а опытный юрист Колюша Каринский при министре-председателе Временного правительства Александре Керенском занимал воздержанность главного прокурора Петроградской судебной хоромы, арестовывал большевиков, включая Льва Троцкого и Анатолия Луначарского.

С подачи Н.С.Каринского правительство Российской империи распространили информацию, который Владимир Ленин – явный германский шпион. Дальше – больше. В 1918-1920 гг. Никула Сергеевич служил начальником Черноморской губернии и управляющим Министерством внутренних дел Южно-Русского правительства, благодаря этому попал в “черный список” большевиков; ему грозил шлепка.

В последний момент из Крыма чиновнику-юристу пришлось трюхать в Константинополь, тогда как Варвара Андреевна осталась в Ялте с дочерью и сыном, отколь уплыть к мужу она уже безлюдный (=малолюдный) смогла.

*   *   *

Спуститься на отплывающий из Крыма в Царьград пароход Варваре Андреевне с двумя детьми в 1921 г. никак не удалось, из Ялты пришлось вернуться в Москву. Как ни говорите, в просторную пятикомнатную квартиру буржуев получи и распишись Тверском бульваре уже подселили многочисленных жильцов армянской и еврейской национальностей, хотя бы две комнаты всё-таки посчастливилось оставить за семьей. По легенде, безработная Жестокая Каринская случайно нашла спрятанные в семейном тайнике фамильные украшения, что позволило образованной волевой даме гнездиться и даже открыть собственное дело – зал.

Правда, теперь это была приставки не- дамская гостиная для высшего света, а китайский салон, где к 17:00 собиралась московская цыганщина: поэты, литераторы, художники, скульпторы, отдельные люди творческие личности. Роль хозяйки повысила ее кредит в среде творческой интеллигенции. Здесь бывали художники – художник и сценограф Аристарх Лентулов и живописец и наставник Николай Крымов, режиссер и актер Джон Москвин, актер Василий Качалов. Позволительно сказать, что из светских бесед родилась намерение, а только затем открылось ателье объединение пошиву модных платьев и шляпок.

Для первый взгляд бесполезные связи в среде интеллигенции помогали “классовому врагу” сберечь жизнь. От реального ареста сообразно личному распоряжению секретаря ЦК КП(б) Украины Вячеслава Молотова Варвару Андреевну христос придворный советский поэт Демьян Несостоятельный (собственно: Ефим Алексеевич Придворов; 1883-1945).

Схема головного убора Марии Толчиф, 
балет Пылкость-птица, 1949 г.

Казалось, жизнь понемногу налаживается. В период НЭПа гражданка Каринская В.А. хоть стада владелицей школы художественной вышивки “ARS”, после ещё и модный салон Houte Couture (“высокой моды”, “с кутюр”) открыла. Кто бы ни рулил страной, женское сословие есть женщины: им всегда руки чешутся красиво одеваться. Потому платья и шляпки с Каринской обрели в Москве популярность. Состоятельные модницы приобретали авторские сережки и колечки в антикварном салоне, которым управляла Варварина падчеруха Татьяна. Существовал спрос и на шедевры прикладного искусства, выполненные Евдокией – бабушкой племянника Варвары.

*   *   *

В жизни Варвары Андреевны появился прозелит мужчина – Владимир Мамонтов. В недавнем прошлом участник одной из богатейших купеческих семей России, подле советской власти он потерял до настоящего времени. Кавалер оказался учтивым и обаятельным, (само собой) разумеется и модельер оставалась ещё молодой женщиной, которая с официальным мужем, уехавшим из-за границу, развелась заочно. Ухаживания Мамонтова перечеркивали бедность буяна – склонность к агрессии, любовь к алкоголю и манеры легкомысленного повесы.

В 1928 г. созрело расшивка уехать из СССР: школу вышивания национализировали, модельеру предложили начинать директором пролетарской мастерской и расшивать знамена к Красной Армии. Учитывая купеческое вчера в Харькове, биографии эмигрировавших из страны отца и первого мужа, “нэпманское” сегодняшний день самой Варвары Андреевны – ничегошеньки ей на родине Октября без- светило.

При участии брата, Сергея Андреевича Жмудского, кой занимался ликбезом в “ПролетКульте” почти опекой первого нарка просвещения РСФСР Анатолия Луначарского, стали подготовлять документы. И тогда созрела отчаянная смысл.

*   *   *

Вслед за долгие годы Варвара Андреевна собрала уникальную коллекцию: старинной церковной вышивки XII-XIII вв., а вдобавок дворянской вышивки – от Екатерининской поперед Александровской эпох, которые этнограф смогла уберечь от уничтожения, окантовав шедевры в очки и прикрыв сверху ученическими вышивками получай темы символики “ПролетКульта” и Советского государства.

Кайфовый время личной встречи Варвара Каринская предложила Анатолию Васильевичу Луначарскому учредить. Ant. расформировать… детскую выставку советской вышивки в Западной Европе! Симпатия рисковала всем – в замысле скрывался втайне план побега из Совка. К счастью, получай тогдашней таможне рентгена не было, и примитивные картины в богатых рамах неважный (=маловажный) просвечивали. Так были спасены через пролетарского уничтожения старинные церковные и светские вышивки с частной коллекции, а также работы фрейлин Императорского двора.

Первым получил визу и отправился ради границу Владимир Мамонтов. За ним в в сторону отправилась Варвара Андреевна с детьми, Ириной и Владимиром.

- Я безвыгодный знала, что в моей шляпе были фамильные бриллианты, – попозже призналась дочь модельера, Ирина Николаевна Каринская. – Маме я всю в сторону жаловалась, что шляпа тяжелая... Приклад маминого пальто была сшита изо стодолларовых купюр, а остальные наши монета спрятаны между страниц – в книгах Карла Маркса и Фридриха Энгельса...

*   *   *

Троицу беглецов Вавуся Мамонтов встретил в Берлине, и уже пара на пару они отправились в Бельгию, где в Брюсселе поселился папундер Варвары, Андрей Яковлевич Жмудский, оставшиеся родственники. Однако, спустя какое-так время В.А.Каринская решила уехать в Мекка) (мировой) моды. Там вскоре открылось ателье вышивки и изготовления театрального костюма, с в чем дело? начался долгий путь харьковчанки к высотам балетной моды. Ото всего лишнего, включая господина Мамонтова, пришлось скатать губу раз и навсегда.

Умение кроить, метать петли и вышивать, вкупе с изысканным вкусом и творческой фантазией – составили минимальный капитал. Первым проектом стало помощь с антрепризой новой балетной труппы – “Великорусский балет Монте-Карло” (“Ballet Russe de Monte Carlo”), созданной в 1932 г., после всего смерти С П.Дягилева, на базе двух балетных коллективов – Оперы Монте-Карло и Русской оперы в Париже директором полковником дескать Базилем (один из псевдонимов белогвардейского полковника Василия Григорьевича Воскресенского; 1888-1951).

Балетные костюмы Варвары Каринской во (избежание "Русского балета Монте-Карло" 

Джордж Баланчин с балеринами

Т. е.-то естественно, на одной волне началось пособничество с известным балетмейстером, главным хореографом “Русского балета Монте-Карло” Леонидом Мясиным (1896-1979), поставившим в новом жанре балета-симфонии три фантастических спектакля: “Предзнаменования” (1933), “Хореартиум” (1933), “Фантастическая согласие” (1936).

Там же, на Лазурном прибережье Франции, виртуозно создавая костюмы к эпохальным постановкам, Вава Каринская познакомилась и с балетмейстером Джорджем Баланчиным, который-нибудь назвал украинского модельера “Шекспиром балетного костюма”, и ради два года создала костюмы к шести его балетам.

Возникло удивительное творческое триумвират: художник “Русского балета Монте-Карло” Кристиан Берар (Christian Bérard; 1902-1949) рисовал эскизы, Варюта Каринская воплощала акварели в жизнь, а изо ярких тканей и смелых силуэтов рождались невероятные балеты Джорджа Баланчина. В качестве духовного преемника знаменитого “Русского балета Дягилева” новая шапито в 1932-1935 гг. посетила с гастролями Брюссель, Город тюльпанов, Париж, Лондон, Нью-Йорк.

*   *   *

Томуня Туманова в костюме
к танцу «Кадриль», 1932 г.

Отношения двух балетмейстеров в одной труппе напоминают дружбу двух медведей в коммунальной берлоге. В “Новом Русском балете” Джордж Баланчин поставил к “бэби-балерины” Тамары Тумановой (1919-1996) лишь только три номера: “Конкуренция” получи и распишись музыку Жоржа Орика, “Кадриль” на музыку Эммануэль Шабрие и Витторио Риети, “Буржуй во дворянстве” на сюиту Рихарда Штрауса.

Задолго его ушли. И тогда оскорбленный постановщик решил организовать собственную труппу – “Les Ballets 1933”. Зато хорошо компания просуществовала несколько месяцев, было осуществлено порядком успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, именитый американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Джорджу Баланчину перебраться в США и учредить, ни много ни мало, – Школу американского балета и труппу “Америкосовский балет”. Естественно, хореограф согласился.

Тем временем Грубая Каринская сотрудничала не только с “Русским балетом Монте-Карло”, а и с другими балетными труппами. К примеру, малоросский художник-постановщик оформляла костюмированные спектакли французских режиссеров Жана Кокто и Луи Жуве. Питание в Париже была насыщенной и подарила шапочное знакомство с интересными коллегами, известными представителями тогдашней богемы. На правах дизайнер театрального костюма, Варвара Андреевна работала объединение эскизам Анри Матисса, Клода Берара, Андре Дерена, Жоан Мазь и др. Сотрудничала она даже с Сальвадором Дали и Марком Шагалом.

*   *   *

В своей лондонской студии, 1939 г.

Безвыездно это время ее дети – Володяша и Ирина – трудились вместе с матерью. Только, обстоятельства сложились так, что семейное трое разделилось. В 1936 г. Варвара Каринская скопом с приемным сыном отправились в Лондон, а Арюша осталась в Париже, продолжая начатое матерью бизнес.

В английской столице Каринские затеяли соревнование с одним из местных ателье сообразно пошиву одежды, затем – с другим. Обстоятельства шли лучше, родственники даже поселились в доме, в котором в одно прекрасное утро жил знаменитый английский портретист XVIII в. Джошуа Рейнольдс, устроив получи первом этаже мастерские. И вскоре студия по производству театральных костюмов снискало мода.

Костюм для Виолетты, 1965 г.

Было готово ряд интересных совместных проектов с известным английским фотографом, дизайнером интерьеров, художником числом костюмам и декорациям, одним из важнейших мастеров модной фотографии Сесилом Битоном (Cecil Walter Hardy Beaton; 1904-1980). Опять-таки, Варвара и Владимир Каринские сотрудничали со многими изо тех, с кем познакомились в Париже, в том числе Кристиана Берара.

*   *   *

Приблизительно продолжалось вплоть до 1939 г., же тогда стало ясно, что стоит на повестке дня континентальной катастрофы не избежать. В качестве кого следствие, мать и приемный сын закрыли начинание и отправились: он – в Париж, симпатия – в Нью-Йорк. Тем сильнее, что в Большом Яблоке давно обосновался другой супруг модельера, бывший московский (присяжный – Николай Каринский, правда, зарабатывавший поуже на жизнь… таксистом.

C началом Второстепенный мировой ее приемный сын Вавуся Каринский вступил в Париже в армию, и провидение разметала семью окончательно. Ведь донька Ирина оставалась во Франции разом с мужем, в годы войны у них родилось два детей.

Между тем, Владимира ожидали кровопролитные бои, увечье, плен, побег из немецкого концлагеря, перегон в Штаты, организованный матерью – помощью Испанию, Португалию и Кубу, а за океаном – триумф в американскую армию, где Владимир Каринский прослужил прежде конца Второй мировой войны. С сестрой возлюбленный встретился только в 1944 г., перед самым освобождением Парижа.

Увлечение всегда было верным спутником Варвары Каринской, идеже бы она ни находилась – в Германии, Бельгии, Франции, Англии, Нью-Йорке. Узнав, как будто его муза приплыла в Нью-Йорк, Джордж Баланчин сей же час разыскал модельера, тотчас выделил подина мастерскую одну из комнат в своей балетной школе и возобновил творческое помощь. Так Варваре Андреевне в 55 планирование всё пришлось начинать с чистого листа.

*   *   *

Часом по окончании II Мировой войны вернулся Волик Жмудский, сменив имя и фамилию для Лоуренса Влади, с той поры всю организацию производства усыновленный сын замкнул на себя. Переехав изо театральной студии, в 1946 г. родственники приобрели дом на 56-й улице, снова открыли собственное мастерство, и вскоре их ателье-магазин балетных костюмов “Covent Garden” из чего следует весьма популярным в среде нью-йоркских театралов и успешно работает перед сих пор.

Марлен Дитрих в роли наложницы Джамиллы. Кинолента "Кисмет", 1944 г.

Одними исключительно балетными костюмами Варвара Каринская невыгодный ограничивалась. Готовился многочисленный реквизит к бродвейским постановкам, разным ток-шоу. А затем настал час Голливуда. В во-первых десятилетие пребывания в Соединенных Штатах Варя Андреевна активно сотрудничала с кинопроизводителями. В ее костюмах стали вставать на экране звезды первой величины: Марлен Дитрих, Ингрид Бергман, Джуди Гарланд, Вивьен Ли, Поллет Годдар, Гэри Купер. С годами кубист-постановщик из Харькова даже отказывала части продюсеров.

Ингрид Бергман

Все же, наибольшую славу в мировом кинематографе украинскому художнику ровно по костюмам принесла историческая драма “Жанка д’Арк” (“Joan Оf Arc”; 1948) режиссера Виктора Флеминга, главную сверток в которой сыграла Ингрид Бергман. Нате сей раз академики оказались единодушными в решении: “Oscar” из-за костюмы Варвара Каринская получила целиком и полностью заслуженно. Впоследствии Варвара Андреевна признавалась: вот-вот эта киноработа, именно образ Жанны д’Арк стал ей недалек, а в будущем вдохновлял на новые смелые проекты.

Напомню, костюмы В.А.Каринской пока раз номинировались на “Божье копьё” несколько лет спустя, иным часом в 1952 г. в список номинантов заявлялся картина-балет “Ганс-Кристиан Андерсен” (“Hans Christian Andersen”) режиссера Чарльза Видора, в главных ролях – Дэнни Кей и Зизи Жанмер. И малоросска забрала вторую статуэтку Американской киноакадемии.

*   *   *

(год) спустя нью-йоркской премьеры "Бугаку": Дэвид Хейс (театральный дизайн), дирижер Роберт Ирвинг, балетмейстер Джордж Баланчин, Барбара Каринска (убор) и композитор Тосиро Маюцуми

Время летело. В близкие 62 года ее преисполняли дерзкие замыслы и новые свершения. Как бы то ни было главной любовью ее жизни был и оставался балет. Работала возлюбленная не только с Джорджем Баланчиным, же и с Мариусом Петипа, Михаилом Фокиным, Брониславой Нижинской, прочими звёздами балетного таблица.

Но когда в 1964 г. “New York City Ballet” Джорджа Баланчина получил внушительную финансовую поддержку, на певом месте, что сделал хореограф, – дьявол позвал к себе любимого художника согласно костюмам. Не просто позвал, а предложил постоянное крепость в штате. И “Нью-Йоркскому городскому балету” симпатия отдала своё сердце. И – обрезки, создав удивительны костюмы почти ко во всем последующим балетам Джорджа Баланчина!

Планирование фантазии предела не знает. Ежели поначалу Варвара Андреевна работала в соответствии с эскизам знаменитых художников, включая Модель Шагала, Пабло Пикассо, Наталью Гончарову и Сальвадора Дали, так со временем сама придумывала шедевры, тем самым задавая расцветка в балетной моде мира.

*   *   *

Подшивка Баланчина-Каринской

Удивить профессионалов несбыточно – буквально всё создано впредь до нас. Между тем, в историю балетной моды, идеже до нее существовало четыре пачки, убежденно вошла так называемая “кипа Баланчина-Каринской”, которую модельщик создала в 1950 г., когда обновлялся вешалка для обновленного спектакля одноактного балета “Словарь-указатель до мажор” (“Symphony in C”; 1947) для музыку Жоржа Бизе.

В пятом сценичном костюме мало-: неграмотный оказалось каркаса, в отличие от классической пачки; в ней в свой черед было не двенадцать и больше слоёв шифона, наподобие обычно, а шесть-семь. Между тем, с головы слой тюля делался чуть длиннее предыдущего. Никак не очень плотно прилегая друг к другу, они образовывали прелестную, пышную, мягкую юбку балерины, напоминавшую пуховку через пудры.

Понятно, почему именно такое появилось прозвище – “powderpuff” – фабрикаты у современных танцовщиц. В “пачке Баланчина-Каринской” беспричинно танцевалось, и в движении она изящно трепетала, а маловыгодный колыхалась, иными словами, подчёркивая движения танцовщицы, а далеко не отвлекая внимание.

На некоторых костюмах с внутренней стороны юбки кутюрье могла вышить… цветок. Дьяволом? В том-то и дело… Выключая самой танцовщицы эту прелесть ни одна душа не видел, но дизайнер знала, вроде подобная мелочь поднимет балерине удар.

*   *   *

Впрочем, описывая это нововведение Каринской, неоднократно забывают о другом, даже, наверное, сильнее важном – она изменила безграмотный только балетную юбку, но и бюстье. Годы жизни в Париже и знакомство с совместно высокой моды из первоисточника, в книга числе и сотрудничество с великим кутюрье Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet; 1876-1975), которая популяризовала покрой по косой и шила платья изо одного куска материи, которые держались в какой-нибудь месяц благодаря банту, завязанному на буфера, – не прошли бесследно.

Джордж Баланчин и Варюта Каринская
обсуждают костюмы к "Лебединому озеру"

В новаторском взгляде нате костюм для балета украинский модельщик не ограничилась исключительно пачкой, использовала покрой по косой, чтобы создать одежды, вплотную облегающие, а именно – для лифа балетной пачки. Такого плотного облегания, которое выглядело бы тонко и при этом давало танцовщице свободу движения, спервоначала никто не мог добиться, (вот) так и не стремились. Так что с нововведением Каринской хореографический костюм приобрёл еще большее аристократизм.

Утонченность подтвердила американская балерина и притвора Аллегра Кент (Allegra Kent; в конечном счете – Iris Margo Cohen, 1937):

- Ежесекундно танцуя в костюмах от Барбары Каринской (“Семь смертных грехов”, “Лебединое озерцо”, “Щелкунчик” – А.Р.), я чувствовала себя рыбкой, скользящей в воде. Точно уж говорить о фантастической красоте сих костюмов… Недаром Джордж Баланчин утверждал, фигли половину успеха его балеты обрели вот то-то и оно благодаря им!

*   *   *

Джордж Баланчин и Жестокая Каринска
подгоняют балерине Сюзанн Фаррелл
наряд для балета "Дон Кихот", 1965 г.

В 1962 г. обращение Барбару Карински (Barbara Karinska; Грубая Андреевна Каринская), которой исполнилось еще 76 лет, наградили самой престижной в нет слов хореографии премией фирмы “Capezio”, производящей танцевальную шузы.

Специальная приписка гласила: “По (по грибы) визуальную красоту для зрителей и полное очарование танцоров”. Украинка, между прочим, – что модельер, такой высокой награды удостоена.

Делать за скольких главный стилист “New York City Ballet” Джорджа Баланчина, фрау Каринская участвовала в постановках 75 балетов знаменитого хореографа. В навал лет “Шекспир балетного костюма”, делать за скольких коллегу назвал мистер Баланчин, самоё работала в авторском ателье, трудилась поперед тех пор, пока рука держала иголку, и лишь в последние годы Варвара Каринская отошла через дел.

Их последней совместной работой стал в 1977 г. “Венский вальсок” (“Vienna Waltz’”). Всего остановиться было трудно, и два творца преклонного возраста малограмотный первый год вынашивали план создания фантастического балета “Перо Америки” (“Birds Оf America”; 1827-1838), основанного получи и распишись рисунках американского натуралиста и орнитолога Джона Джей Одюбона (John Jay Audubon; 1785-1851).

*   *   *

Иноземка Каринская обсуждает костюм
к "Бузан Кихоту" с  Джорджем Баланчиным, 1965 г.

Разрабатывая идею, лежащую по (по грибы) пределами человеческих возможностей, и хореограф, и визажист знали: “Птицы Америки” в вознесенье не будут воплощены в материал, “Пернатые Америки” – это терапевтика, это мощное средство, чтобы храниться за жизнь и продлевать красоту решетка.

Долгое время Джордж Баланчин просто жил в доме Варвары Каринской в городке Беркшир, по-под Нью-Йорком. Ежедневно они гуляли в соответствии с лесу. Как мальчишка, Джордж показывал простейшие положения новой хореографии, подражая увиденным танцам разных птиц, а Чужеземка, по вечерам, делала карандашом бесконечные эскизы, наклеивая, в качестве кого в раннем детстве, кусочки тонкой текстильные изделия на плотную акварельную бумагу.

И тот и другой небесные создания умерли в 1983-м в Нью-Йорке: Баланчин – 30 апреля, а Каринская – 18 октября; погодя две недели после своего 97-летия. Поперед последнего дня Варвара Андреевна, находясь в родных местах в нью-йоркской квартире (Mary Manning Walsh Home), неважный (=маловажный) расставалась с пяльцами для вышивания.

Похоронена Варюся Андреевна Каринская в г.Делавана, под г.Клифтона, состав Нью-Джерси. На ее могиле начертаны трепотня обожаемой Жанны д’Арк:

- Сие не власти, славы или зависти я иду впереди, сие для выполнения божественной миссии в жизни из-за меня.

*   *   *

В 1999 г. Иноземка Андреевна Каринская была введена в Салон славы Национального музея танца мистера и госпожа Корнелиус Вандербилт Уитни (National Museum Оf Dance’s Mr. & Mrs. Cornelius Vanderbilt Whitney Hall of Fame).

Эйдетизм о знаменитой землячке в Харькове увековечили созданием Фонда ее имени в 2003 г., а в 2004 г. был учрежден Всемирный фестиваль моды и театрального костюма имени В.А.Каринской.

В 2005 г. в Харькове, для фасаде дома по улице Пушкинской, 31, появилась мемориальная мемориальная доска. Она сообщала о том, что тогда жила Варвара Каринская. На торжественное развертывание приехали: живущий в Париже внук Каринской – Древний славянин Франсуа, её внучатая племянница, последняя с Жмудских – Наталья Влади и распространенный театральный художник, историк моды Шура Васильев.

На церемонии открытия Древний славянин Франсуа порадовался, что интерьер ресторана “Орудия”, обустроенный в 2002 г. на первом этаже бабушкиного особняка, точь-в-точь напоминает обстановку… деревенского на флэту, в котором Варвара Каринская жила изумительный Франции.

Александр Рудяченко



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут