Электронные платы, оперное пение и Орфей-Издрык


Опубликованно 21.11.2020 05:05

Электронные платы, оперное пение и Орфей-ИздрыкВ Мыстeцкoм aрсeнaлe в Киeвe сoстoялaсь мирoвaя прeмьeрa aрxeoлoгичeскoй oпeры  «Чeрнoбыльдoрф»

Рeжиссeрaми пoстaпoкaлиптичeскoгo oпeрнoгo тeaтрa стaли кoмпoзитoры фoрмaции NOVA OPERA Рoмaн Григoрив и Илюся Рaзумeйкo, извeстныe свoими нeoжидaнными и пoтрясaющими xудoжeствeнными прoeктaми: oпeрa-рeквиeм «ИOВ», oпeрa-aнтиутoпия GAZ, футуристичeскaя oпeрa «Aэрoфoния», oпeрa-курам на смех «Вaвилoн».

Нa этoт рaз пoдряд, в пoслeдний дeнь oктября и в пeрвый дeнь нoября, пoд высoчeнными свoдaми oднoй с гaлeрeй Мыстeцкoгo Aрсeнaлa пeрeд нeмнoгoчислeнными (изо-зa кaрaнтинныx oгрaничeний) зритeлями, рaссaжeными aмфитeaтрoм, oжилo и выдoxнулo чeлoвeчeскими/нeчeлoвeчeскими гoлoсaми синтeтичeскoe кружeвo нaшeгo будущeгo мирa. Пeрсoнaжи xимeрнoгo и вeличeствeннoгo дeйствa выжили пoслe aпoкaлипсисa, нo пoлнoстью пoтeряли истoричeскую пaмять.

Нaзвaниe «Чeрнoбыльдoрф» – сoчeтaниe тoпoнимoв Чeрнoбыль и Цвeнтeндoрф (aвстрийский гoрoд, гдe в 1978 гoду дoлжны были ввeсти в дeйствиe aтoмную стaнцию, oднaкo изо-зa мaссoвыx прoтeстoв экoлoгoв и нaциoнaльнoгo рeфeрeндумa ee тaк и нe зaпустили, прeврaтив в тexнoлoгичeский музeй 70-x гoдoв).

Этo мнoгoурoвнeвый культурoлoгичeский прoeкт, кoтoрый oбъeдиняeт живую oпeру, виртуaльную рeaльнoсть, aнтрoпoлoгичeский музeй и Заведение исслeдoвaния Чeрнoбыльдoрфскoй культуры.

Сeмь мaгичeскиx нoвeлл-рaзмышлeний oб oбщeствe, кoтoрoe кoгдa-тo мoжeт рoдиться нa oблoмкax нaшeй цивилизaции. Oрфeй и Эвридикa в испoлнeнии рeaльнoгo пoэтa Юрия Издрыкa и виртуaльнoй (в дaннoм случae) aвстрийскoй aктрисы Aнн Бeннeнт, кoтoрaя пoявляeтся в oпeрe в видe aвaтaрa. Сoчeтaниe кинo, xoрeoгрaфии, пeрфoрмaнсa и oпeрнoгo и древнеукраинского пения (в опере престижно одна из древнейших аутентичных песен времен Киевской Руси, лещадь которую наши предки водили хороводы). Бери больших экранах – видеотрансляция, герои которой оживают возьми сцене.

В проекте участвуют уникальный владелец чернобыльской традиции пения Алексей Заюшка, актриса и певица Маричка Штырбулова, солисты формации Nova Opera: Анка Кирш, Марьяна Головко, Андрей Кошман, Русланка Кирш и Андрей Надольский, мультиинструменталист Игорёк Завгородний, танцовщица Мария Потапенко.

«Всё-таки началось год назад – подчас мы впервые попали в маленький городок Цвентендорф, в котором расположена законсервированная атомная платформа, которую я называю «непорочной», вследствие этого что она чистая, свежая, покрашенная», – рассказала ми о зарождении этого полистилистического художественного проекта его сопродюсер Ольга Дятел.

Ольга Дятел / Фотомордочка: Фейсбук

Вот именно тогда, в книга тихом месте, в головах креативной творческой команды возникла первоидея подумать над утопической цвентендорфской историей и историей нашего Чернобыля, и бросить взор на них в разных аспектах.

Ведь есть, "Чернобыльдорф" безграмотный совсем о Чернобыле (как может прорасти из названия), а скорее о видении будущего получи примере этих утопической и антиутопической историй.

«Сие такая глобальная и очень масштабная действие, которая включает много параллельных процессов, начиная через антропологического музея и заканчивая виртуальной археологической оперой. Сия опера кардинально не похожа получай те, которые мы создавали когда-то. Для оперы «ИОВ», взять, мы препарировали рояль, а в постановке «Чернобыльдорф» автор препарируем даже музыку Баха. Симпатия бы сам себя не узнал! У нас вдоволь обработанных и интегрированных музыкальных цитат с Баха, из Лысенко, из фольклорной аутентичной украинской музыки», – объяснил сочинитель и режиссер проекта Роман Григорив.

Романчик Григорив

«Для нас обеих (Григорива и Разумейко – ред.) – сие режиссерский дебют. Как композиторы да мы с тобой всегда работаем в тандеме, и это первая наша производство без режиссера. Трудно делать безвыездно, но у нас большая команда, за исключением. Ant. с которой мы бы абсолютно приставки не- справились.

Понятно, что из-по (по грибы) карантинных ограничений существенно сократилось наличность зрителей, но, как ни неестественно звучало бы для творческой формации, изоляция сыграл фундаментальную роль в создании проекта. По сию пору это время мы занимались творчеством, вследствие того что что отключились от привычной жизни, стали «асоциальными», однако гипертворческими», – признался в положительных, неравно можно так выразиться, моментах карантина Григорив.

В постановке используется большой необычных инструментов: например, уникальное алгоритмическое фортепиано, созданное австрийским изобретателем Винфридом Ритчем, впервой представленное на Венецианской биеннале в 2004 году. Таких в мире общей сложности семь. Также специально для проекта была создана постапокалиптическая ударная устремленность, на сцену вернулся струномобиль, какой-либо действовал в опере «Вавилон».

Мультиинструменталист Игоряша Завгородний играет на старинных и новейших музыкальных инструментах: цимбалах, гуслях, флейте, зурне и морин хуури (двуструнном монгольском инструменте).

Морин хуур

«Пишущий эти строки используем микротональную бандуру, микротональные кимвал, играем на них смычком, пиццикато и различными другими средствами. Еще пожирать гитара, аккордеоны, баяны, свирель – весть широкая палитра, в том числе и духовых инструментов. Впервинку за все наши постановки опер наш брат не используем контрабас и виолончель. Да мы с тобой используем всевозможные микроинструменты, потому почему для нас важную роль играет в желательном направлении звукоизвлечения – для этой оперы способы ужас разные, начиная от катания железка до звука пружины», – рассказал напевщик.

Помню, как солистка музыкальной формации "NOVA OPERA" - хрупкая красуля с невероятным голосом Марьяна Головко признавалась ми в прошлом году после премьеры оперы-антиутопии «GAZ», отчего уже просто невозможно петь мощнее, выше, лучше и необычнее. Но, в действительности, все не так! Григорив и Разумейко придумали, стократ оперным певцам двигаться дальше.

Марианна Головко

– Как всегда, нам работалось призанятно и местами непросто, - говорит за выступления Марьяна. – Это издревле вызов и мы (вокалисты) его принимаем, так потом реально тяжелые репетиции-поиски. При всем при том невозможно сразу найти тот монофтонг, который именно сейчас заложен в голове композитора, кой он слышит, который он себя придумал, а ты, как репродуктор, принуждён это воспроизвести!

- Пришлось углубиться в учреждённый ими чернобыльдорфский мир для того, затем) чтоб(ы) найти эти звуки?

- Гораздо полегчало превращать свое пение в пение будущих людей, когда-никогда ты немножечко представляешь себя человеком будущего. Человеком, родившимся в новом мире, же мире, в котором еще не существовало песен, а был лишь голос. И этот голос может мелькать за эмоцией. А когда ты идешь по (по грибы) эмоцией, то получается – звук, стон, шипение, вздохи – беспримерно разные звуковые воспроизведения. Но может выйти и пение.

Если ты не знаешь, сиречь было до этого, то твоя милость создаешь новое, а создавать новое интереснее, нежели повторять или переделывать старое. Вишь этим мы и занимались – пытались въехать наших композиторов и обратиться к своим первобытным состояниям. Сие очень интересный опыт - прикоснуться к истории, которую ребята нашли у себя в сознании и увидели разэтакий мир», – рассказала Марианна Головко.

То, что опера «Чернобыльдорф» необычна ради зрителей, уже абсолютно понятно, а вишь чем конкретно она необычна интересах самих вокалистов, я расспросила у солиста, баритона Андрея Кошмана.

Андрюня Кошман

- Исполнители активно используют и горловое вокализация, и даже технику, когда вы поете возьми вдохе, то есть, не выдыхаете среда, а наоборот, как пылесос затягиваете его в себя! И между тем вся ария построена на разэтакий технике. Поэтому для вокалистов было надо чем поработать.

Есть интересные моменты и с точки зрения гармонии, и с точки зрения драматургии – все на свете эти телесности произведения, например. Вместе с тем произведение - довольно детализированное и тщательно выстроенное, так для рядового зрителя, наверное, никак не все будет понятно, если некто не прочитает либретто, рассказал оперный бахиш.

Кошман советует зрителям прочитать план перед тем, как смотреть «Чернобыльдорф», в силу того что что это откроет гораздо в большей степени смысловых слоев, до которых долететь самому, наверное, невозможно.

Одну с ролей в опере исполняет известный хохляцкий поэт Юрий Издрык. Он играет Орфея. «Ми нравится то, что эта функция одновременно и центральная, и эпизодическая. Очень короткое сценическое хронос, что меня устраивает. В опере звучат мои поэзия, написанные специально для австрийской актрисы Анн Беннент, возлюбленная должна была бы приехать, однако, к сожалению, из-за карантина ничто не получается.

Юрий Издрык

А за исключением того, монолог Орфея, который я буду изрекать, тоже пришлось написать самому. Ми предлагали читать что-то бери итальянском языке, но поскольку я итальянского языка никак не знаю, то пришлось написать подлинный монолог», – рассказал стихослагатель.

Издрык вместе с "NOVA OPERA" - еще в 4-м проекте. Говорит, что любит их до жути, потому что они гениальны.

«Сие такой очень странный пример без- иерархического, а сетевого контакта, потому как они все солисты, все харизматы, совершенно гении – здесь никакой иерархии вестись не может. Здесь – неистовое перетекание струй энергии, и вертеться в этом поле – уже веселье.

Я думаю, что они и собираются гурьбой для того, чтобы иметь мочь поиграть с музыкантами своего уровня, и в этой коллаборации денно и нощно получается что-то неожиданное, неистовое. Фактически, монолог я написал после одной с репетиций, когда здесь сидел, слушал и меня накрыло этой вокальной волной», – говорит спирт.

Господин Издрык шутит, что не всерьез его пригласили, потому что симпатия чернобылец, ликвидатор, а опера имеет обращение к Чернобыльским событиям, но – отнюдь не был бы он чернобыльцем, ведь все равно попал бы семо. "Это все эксперимент. Ми интересно в этом участвовать, это изрядно, очень круто", – говорит артист.

- А до знакомства с "NOVA OPERA" у вы были отношения с музыкой, потому зачем я вас, например, больше как поэта знаю?

- Я свою общепризнанность никак не переоцениваю, она такая специфическая, хотя музыкой я всю жизнь занимался (смеется). Окончил музыкальную школу по части классу виолончели. В институте играл в перст (судьбы-группе на клавишах, и так всю питание преимущественно на клавишах – поуже 10 лет существует хип-хоповая ассоци «DRUMТИАТР», я и Грицько Семенчук создали такого типа музыкально-поэтический проект.

Стараюсь куда ни плюнь успеть, вот сейчас еще снимаюсь в фильме Ирины Цилык. Я и встарину эпизодически снимался, и в клипах каких-в таком случае, даже в каком-то фильме, какой-никакой, кажется так до конца и безлюдный (=малолюдный) довели. Это какие-то эпизодические попадания в смежные надежда искусства. Я во всех сферах, условно говоря (смеется).

- Давай, не преуменьшайте свою популярность!

- Сие такая сетевая популярность, которая в своем «фейсбучном» пузыре, может, всё ещё затрагивает несколько десятков моих поклонников изо более ранних лет, кто всё ещё помнит, что я прозу вообще-так писал.

Если уж брать какие-ведь формальные иерархии, то Жадан у нас художество один как был, так в последние годы и остается. Спирт – такой трибун, Чегевара украинской поэзии, симпатия способен собирать стадионы.

Мне но все время нужно акцентировать, будто я не считаю свою поэзию поэзией высокого сорта. Сие нормальная, хорошо сделанная поэзия зрелого писателя, владеющего одно слово. Но если брать мои поэтические предпочтения, в таком случае бесспорно - я предпочитаю Жадана, Андруховича, Калитко, Катю Бабкину, Елену Крук. У нас чудесная украинская красота, в отличие от остальных видов искусства. Вследствие того тут есть с кем конкурировать.

- Романчик Григорив сказал, что карантин имеет первостепенное значение повлиял на его творчество в позитивном понимании. А мало-: неграмотный задел ли вас "повсеместный кризис"?

- На меня сие очень повлияло, просто прибило. Особенно в первые 2 месяца карантина, я без затей не находил себе места. Ибо что, по-моему, - сие пример идиократии и краха мировых элит. Так, что сейчас происходит в мире, ми в голове не укладывается! Я, честно говоря, маловыгодный ожидал, что доживу до такого. Вирус тогда ни при чем, он существует, ходит, распространяется, и люд от него даже умирают. Же то, как реагирует на сие наш так называемый глобальный сфера, это просто катастрофа!

В начале этой истерии я хотя (бы) говорил, что не хочу в сие ваше будущее. Меня уже в социализм вели, теперь тоже ручное правление миром началось, я уже этого насмотрелся...

- Проклевывание оперы "Чернобыльдорф" как в этом аномальном 2020 году является знаковым?

- Ребята поставили пизда собой на этот раз бог амбициозную задачу – это антиутопия иначе постапокалиптика. Это мир, который ажно не строится, а по крупицам собирается изо обломков старого мира, старой цивилизации, старой культуры.

После этого еще нет ни музыки, ни болтовня, ни ритма. Все, что происходит получай протяжении спектакля, это, по сути, поиски человеком каких-так клочков старой цивилизации и попытки с этого слепить что-то новое. Фольк, какой-либо здесь звучит, - это (коренным хтонические энергии, в которых ощутимо как будто-то очень дикое, нечеловеческое, - говорит метроман.

Стиль созданных для оперы костюмов Издрык назвал "антифутуристический минималистический этнокиберпанк", и самоё их автор – художница Катя Маркуш - насквозь согласна с таким определением.

Катя Маркуш

К создания образов она использовала куски дерева, хлеб индустрии, пластик, лен, полиэтилен, даже части музыкальных инструментов, в частности в таком получай сцену выйдет Орфей-Издрык.

- Катя, вы надо было одеть людей будущего, которые забыли свое житие. С чего вы начинали? От почему отталкивались, представляя их наряды?

- Заранее всего у ребят появилась идея цена относительно применения электронных плат - чисто такой странный отголосок техногенного таблица, который погубили новые люди. В их памяти ранее нет воспоминаний, что это и для чего это было, поэтому они рассматривают плату подобно ((тому) как) совершенно новый объект и используют беспредельно странным образом – максимально декорационно! Они делают из нее кумир, тотем – монтируют в головные уборы, вживляют в этносорочки в места, которые когда-то сыны Земли украшали вышивкой. Возле этой платы "танцуют" ахти много танцев, она даже вмонтирована в особенный иконостас.

(Кстати, добавлю, что электронные платы, сверх перечисленного декоративного применения, участвуют и в создании музыки – лучше, в звукоизвлечении – создают дополнительные вибрационные волны).

Маркуш рассказала, как, в частности, много времени ушло получи создание главного атрибута божественности – антифутуристические шлемы-короны с металла и микросхемных плат.

А цефалический убор чернобыльдорфской женщины изготовлен изо фортепианных клавиш. (Это именно тетечка клавиши, которые уцелели из оперы GAZ, идеже исполнители, изображая конец системы, до зеленого змия разбили фортепиано!).

То есть, герои используют материалы, которые находят держи «обломках цивилизации», материалы, которые когда-нибудь-то были сверхважными, продуцировались в бесконечном количестве, а не раздумывая используются людьми, которые пришли возьми эту территорию, по-своему, – продолжила повествовать художница.

- А почему вы одели мужчин в платья?

- На этом месте прямая отсылка к древнегреческому театру. Дьявол присутствует и в базисе самой оперы, и в какой-то мере появляется все время – начиная с рассадки зрителей амфитеатром и до моментов, идеже мы видим мужчин, одетых что женщин.

Солисты Новой Оперы в свой черед исполняют свои арии в барочных платьях, и сие прямая отсылка к греческому театру.

Же есть еще один момент в отношении мужчин в женском наряде – чернобыльдорфцы преподносят и воспевают главенство женщины и ее тоталитарное матриархатное влияние. Ant. слабость. Поэтому, когда мы наблюдаем сцену свадьбы, так видим, что он одет будто так же, как и она.

Бабье сословие у нас верховные божества – тут. Ant. там есть две богини Электра и Астрономия, которые символизируют энергию женской матриархальной силы, – говорит маринистка.

Внешний вид богинь (Кристина Слободянюк и Марюха Потапенко) – это перетекание одного образа в не такой, который не является константой, а более чем органично вливается в сюжеты новелл и становится их неотъемлемой в какой-то степени, при этом лишь одним элементом изменяя (дополняя) частный образ. На самом деле, их простой костюм – это обнаженное штокверк. В видео мы видим фрагменты, идеже они работают совершенно голыми, с одежды - только шлемы-короны в духе символ их божественности. Затем они добавляют объединение одному элементу наряда и в завершении оперы на пороге нами – уже совсем кто-нибудь другой, трансформированный образ.

Так же и солисты Новой Оперы, отработав порция драмы, из абсолютного пафоса и пышных барочных золотых нарядов переодеваются в во всех отношениях противоположные – черные рясы.

Маркуш безвыгодный только сделала костюмы для чернобыльдорфцев, симпатия также автор сценографии. Восторженно говорит, а по подходах, работе с материалом и людьми – сие самое безумное, в чем она принимала забота.

Актриса и певица Маричка Штырбулова вовлечена в оперу всеми своими талантами: пай ее работы касается аутентичного фольклорного пения, которое (и) еще как интересно и правильно легло в этой опере, другая осколки – актерская – она играет в нескольких новеллах, в часть числе и в упомянутой новелле о свадьбе.

Однако у нее есть еще один имедж – маленькая девочка с аккордеоном.

"Каста новелла довольно простая и человеческая, знакомая по всем статьям, но надеюсь, что этим симпатия и трогательная. Моя героиня - девочка, которая в этом постсообществе маловыгодный может найти хоть кого-нибудь, кто такой бы говорил на ее языке. Возлюбленная сама не до конца понимает, возлюбленная говорит странными звуками на каких-ведь высоких частотах и в конце концов возлюбленная встречает человека со странным инструментом - и они находят общественный язык.

Сюда же вплетается украинская древняя ноктюрн в виде бэкграунда, который остался получи подсознании даже после многочисленных катастроф.

Сия новелла завершается тем, что малец, с которым они встретились, исчезает. Сие был словно сон, звучит диско Баха, есть аккордеон и маленькая балунья, вот так как-то...», - рассказала Штырбулова.

Маричка Штырбулова

"У меня нате днях появилось такое ощущение, яко какая-то особенная в этом (за)грызть краска, в том, что она выпускается вот то-то и оно в этом 2020-м году.

Я репетировала и думала: сие так странно, полгода назад я сидела в квартире и в принципе не понятно было – придется ли истощиться на сцену и когда. И хотя хозяйка идея оперы «Чернобыльдорф» возникла единаче задолго до карантина, мне если вам угодно – очень правильно, что возлюбленная сейчас выходит. Это как условия, это ощущение и тревоги, мне думается, сейчас оно присутствует, и нам уминать над чем поразмыслить», – делится самобытная притворщица.

Проект создан при поддержке Украинского культурного фонда и Европейского Союза соответственно программе «Дом Европы». Соорганизатор - Мыстецкий батарея.

Общий бюджет составил около 2 миллионов гривен. Сие вроде и большие деньги, но сие год работы команды, примерно 50 персонажей, и по словам продюсера Ольги Доносчик, эти средства полноценно не оплачивают ту полную втянутость, которую они все вложили в вариант.

- Возможно ли "отбить" заложенные собственность? - спрашиваю.

- Чтобы «перебить», для этого нужно (с)варганить очень дорогие билеты, а покупательная струнка у нас такая, какая есть... В противном случае посмотреть на зарубежные театры, ведь они либо финансируются государством, либо у них вопросник филантропов, которые постоянно инвестируют в них. Таким культурным продуктам самим вдоль себе сложно быть окупаемыми.

- В таком случае, какова дальнейшая на роду написано оперы? Два дня показали, а там что?

- «Чернобыльдорф» – сие не только опера, это набитый мир, который формировался, начиная через археологических экспедиций, создания страницы в Фейсбуке (которая дня) рассказывала концепцию и содержала отдельные фрагменты), создания чернобыльдорфского музея, и заканчивая оперой. Видео, которые наш брат снимали в экспедициях в Чернобыльской зоне, держи Каховском водохранилище, вблизи Кривого Токосъемник, вошли в спектакль и продолжат существовать в виртуальной реальности для сайте.

У «Чернобыльдорфа» неважный (=маловажный) репертуарный формат, это художественный купчая, поэтому у подобных культурных продуктов – самую малость сценариев существования: либо он показывается однократно (такое также бывает), либо дальше путешествует числом украинским и международным фестивалям, – рассказала ми продюсер.

Боюсь загадывать, но такая судьба выпала новой оперы, вероятно, будет богатой нате путешествия по миру – тех) пор (пока(мест) известно, что в 2022 году ее покажут в Вене, опять же необычным археологическим проектом уже заинтересовались в Роттердаме и Венеции.

А ранее в ближайшие дни зрители, которые малограмотный были в Мыстецком арсенале на премьере (и им хоть в гроб ложись представить – о чем я здесь этак долго и увлеченно пишу), смогут увидать видеоверсию «Чернобыльдорфа» и посвятить себя в отдельный мир, в котором переплетены материя и видение того, как эту предметность смогут для себя объяснить и преобразовать те, кто придет после нас. Ответов отнюдь не ждите, у каждого они будут приманка.

Любовь Базив. Киев

Фото Геннадия Минченко, Артема Галкина и Анастасии Мантач



Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут