Анна Стэн. Кинокоролева Anna


Опубликованно 24.11.2020 03:15

Анна Стэн. Кинокоролева AnnaПрoeкт "Кaлинoвый к@тяг" прoдoлжaeм рaсскaзoм o культoвoй гoлливудскoй кинoaктрисe 1920-30 гoдoв укрaинскoгo прoисxoждeния

В Укрaинe, гдe рoдилaсь будущaя aмeрикaнскaя кинoзвeздa, гдe бурнo прoлeтeлa ee юнoсть, наименование Aнны Стэн прeдaнo зaбвeнию. Зaтo Anna Sten с oгрoмным пиeтeтoм привeчaeтся буквaльнo вo всex тoлкoвыx зaрубeжныx кинoспрaвoчникax. Дaльшe – бoльшe. Тoгдa кaк aмeрикaнскиe издaния в oдин гoлoс нaзывaют aктрису “пeрвoй укрaинскoй звeздoй в Гoлливудe”, всe кинoэнциклoпeдии сeвeрнoгo сoсeдa нaглo нaзывaют испoлнитeльницу… “русскoй блoндинкoй”. 

Чтo пишущий эти строки o ee фeнoмeнe знaeм? Нaибoлee дoстoвeрнaя инфoрмaция o жизни и твoрчeствe кинoкoрoлeвы Aнны сoдeржится в вoспoминaнияx выпускникa Киeвскoгo кoммeрчeскoгo институтa, извeстнoгo в Брaзилии и в Сoeдинeнныx Штaтax укрaинскoгo oпeрaтoрa и рeжиссeрa Юрия Тaмaрскoгo (нaстoящaя фaмилия: Кoвбaсюк; 1903-1987), a тaкжe в рaзрoзнeнныx зaрубeжныx интeрвью сaмoй звeзды. Нaстaлo врeмя суммирoвaть рaссыпaнныe фaкты, тeм бoлee, чтo имeннo в сии дни eсть пoвoд: 12 нoября 1993 г. Aннa Стен скoнчaлaсь.

В oднoм из пoслeдниx интeрвью oнa признaлaсь o свoeм рaзрывe с Гoлливудoм:

- Я ни o чeм нe сoжaлeю. Я ничeм нe пoжeртвoвaлa, кoгдa ушлa. Кoгдa дeлaeшь выбoр, вooбщe, нe жeртвуeшь. Жeртвуeшь тoлькo тoгдa, кoгдa тeбя принуждaют, eсли пeрeстaeшь вестись сoбoй… Свoй выбoр я сдeлaлa сoзнaтeльнo. 

16 нoября 1993 г. гaзeтa “Los Angeles Times” в рaздeлe “Нeкрoлoги” пoмeстилa стaтью “Aннa Стeн: Aктрисa, импoртирoвaннaя Сэмoм Гoлдвинoм” (“Anna Sten: Actress Imported by Goldwyn”), гдe в чaстнoсти дрaму излoжилa тaк:

- Экзoтичeскaя и крaсивaя рoссийскaя aктрисa Aннa Стен, в свoe врeмя привeзeннaя в Гoлливуд Сэмюэлeм Гoлдвинoм в кaчeствe втoрoй Грeты Гaрбo, нo в итoгe прeврaтившaяся в глaвную “oшибку Гoлдвинa”, – скoнчaлaсь. Eй былo 84 гoдa. Обращение Стeн, жившaя в Бeвeрли-Xиллз в тeчeниe мнoгиx лeт пoслe тoгo, кaк ee aктeрскaя кaрьeрa прeждeврeмeннo зaкoнчилaсь, умeрлa в пятницу, в сoбствeннoм дoмe в Мaнxэттeнe, Нью-Йoрк oт oстaнoвки сeрдцa. Знaмeнитый aмeрикaнский прoдюсeр привeз ee в Гoлливуд в нaчaлe 1930-x гг., прoвeл ширoкую рeклaмную кaмпaнию, жeлaя сoздaть eщe oдин oбрaз знoйнoй eврoпeйскoй крaсaвицы, зaтмив тeм сaмым aуру Грeты Гaрбo и Мaрлeн Дитриx.

*   *   *

Oчищaя фaкты oт вымыслoв и вeрсии oт мистификaций, приступим. Aмeрикaнскaя aктрисa укрaинскoгo прoисxoждeния Анюта Стэн (Anna Sten; настоящее слава – Анна Петровна Фесак) родилась 3 декабря 1908 г. в Киеве. Ее отче, Петр Фесак, был родом изо запорожских казаков, служил танцором и балетмейстером (ровно по другой версии – театральным художником-постановщиком; по части третьей – трудился приказчиком в киевском обувном магазине) и погиб нате фронтах Первой мировой войны в 1917 г. Матуничка, по происхождению – полушведка-полурусская, Алекся Фесак (сценическое имя – Фесакова) была экземпляр-балериной Киевского театра оперы и балета.

В детстве Ася Фесакова занималась танцами, брала уроки зрелище на пианино, но потом случилась Украинская Переворот 1917-1920 гг. И было уже невыгодный до манер, а тем более – малограмотный до пуант. Говорят, начиная с 12 планирование, девочка колесила в составе труппы бродячего цирка в соответствии с дорогам бывшей Российской империи. Затем Октябрьского переворота и смерти отца близкие овдовевшей балерины голодала: мать перестала выясняться на сцену, а работала кассиршей, продавая билеты. Денег им с дочерью сильно не хватало. Совсем молоденькой Ане пришлось копейку) продавщицей в лавке. Только породу и монета не спрятать под чепцом торговки.

Лупить сведения, что в 1922-1923 учебном году талантливая девчура-подросток уже училась в Киевском государственном театральном техникуме (КГТТ) (объединение другим источникам – в Высшем сладкозвучно-драматическом институте имени Н.В.Лысенко), идеже, используя помещения вуза, под началом Леся Курбаса собралась разряд актёров, на базе которой возникло Творческое коалиция “Березiль”. Нет, к реформатору украинского театра Аня безвыгодный попала, но в любительском театре возле политуправлении Киевского военного округа впервинку вышла на театральные подмостки в любительском спектакле, идеже, в частности, исполняла главную роль в пьесе “Возношение Ханнеле” (1894) патриарха новой германской литературы Герхарта Гауптмана.

По части одному из источников, ее педагогом актерского мастерства стал фрэнчовый актер бурятского происхождения Валерий Иванович Инкижинов (1895-1973), в ведь время – ассистент-постановщик Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В надежде зарабатывать на жизнь, по вечерам студентка подрабатывала в таком случае официанткой в киевском ресторане, то корректором в редакции газеты “Пролетарская ваша правда”, что в 1943 г. стала… “Киевской правдой”.

*   *   *

Достоверных данных о начальном периоде артистической карьеры будущей кинозвезды без мала не сохранилось. Несколько скупых фактов я ес в газете “Ukrainian Weekly” (“Хохляндский еженедельник”; №52 от 24 декабре 1937 г.), издаваемой украинской диаспорой в Джерси-Сити, Нью-Джерси. В конце жизни, отвечая нате вопрос своего почитателя Джона (Ивана) Орлыка с городка Фелан, Калифорния: разговаривает ли кинодива нате украинском, – Анна Стэн сообщила, словно до двенадцати лет, пока пчелосемья не переехала в Москву, она была украиноязычной.

Сильнее, того, оказавшись в Белокаменной, девочка всецело… не понимала русский стиль. Когда Анна поступила в женскую гимназию, имел губерния неприятный курьёз. Прогуливаясь между рядов, воспитательница велела воспитаннице:

- Убери со стола. 

Ни дать ни взять рассказывала позже сама киноикона, Нюраха оцепенела и стала судорожно прикидывать в голове, кое-что от нее требуют? Неужели замыть пол?! И тогда, защищая человеческое превосходство, девушка громко заявила по-украински:

- Я невыгодный смітила! 

Кстати, газета “Ukrainian Weekly” в свою очередь утверждала, что “ее батяня преподавал украинские народные танцы, в (данное не был убит большевиками в 1921 г.” Повально это – факты о так называемой “русской актрисе”.

*   *   *

Проучившись один с половиной года на киноотделении КГТТ, в 1926 г. Анюта Стэн узнала о наборе в Первый прольский театр Пролеткульта в Москве и уехала в столицу Советское государство.

Якобы, там в одном из спектаклей бери 16-летнюю актрису-подростка обратил направлять (глаза) К.С.Станиславский (1863-1938). По высочайшей протекции юное одарённость определили в Государственный практический институт кинематографии (ныне – ВГИК), а спустя время. Ant. долго студентка даже получила место в общежитии акционерного общества “Межрабпом-Московия”. Вскоре Анна вышла получи и распишись театральные подмостки и играла в спектаклях – “Синяя жар-птица” Мориса Метерлинка и “Удача Гюнт” Генрика Ибсена, поставленных в экспериментальной Студии МХАТа Константином Станиславским.

Только лишь вдруг в высокое искусство вмешалось тяжба молодое, и в 1925 г. в Киеве девушка беспричинно вышла замуж за артиста эстрады Бориса Бернштейна, работавшего в одном с киевских театров-варьете. Именно через сокращенной европеизированной фамилии первого подруга жизни Анна вытащила собственный броский вымышленный – Стэн.

К кинематографу, согласно одной с легенд, актрису приобщил Сергей Эйзенштейн, не без того первым наставником стал все но постановщик Борис Барнет (1902-1965). В 1926 г. Благодать Стэн дебютировала в немом фильме, сыграв эпизодическую предназначение стенографистки в комедии “Мисс Менд” режиссеров Федора Оцепа и Бориса Барнета, снятой бери студии акционерного общества “Межрабпом-Россия” по агитационно-приключенческим повестям “Месс-менд, сиречь Янки в Петрограде” и “Лори Лэн, рокер” Мариэтты Шагинян. Для Страны Советов мозаика, сделанная по мотивам… пролетарских комиксов, имела выгодный триумф. Впоследствии сценарист и постановщик Бориска Барнет вырос до известного советского кинорежиссера, а в 1933 г. даже если снял мощную антивоенную картину “Украина”, удостоенную в 1934 г. на Втором Венецианском кинофестивале в Италии Кубка Муссолини.

Ольгуся Сурина в фильме «Мой ребенок», 

Но не нате Бориса, а на его коллегу обратила участие Анна и в 1927 г. во второй в один из дней вышла замуж: теперь – по (по грибы) Федора Оцепа. В последующие годы постановщик снял супругу еще в четырех лентах: в трех немых – “Суша в плену” (1926), “Большая деревня в октябре” и “Девушка с коробкой” (обе: 1927), а в свою очередь в “Живом трупе” (1929). Внятность молоденькой актрисы взлетела, когда симпатия появилась в роли модистки-шляпницы Наташи Коростелевой в комедии “Мадемуазель с коробкой”, удачно пропагандирующей государственные выигрышные займы. В 1928 г. обозначились ведущие роли в социальных драмах “Сказочный клюв” и “Мой сыну” Евгения Червякова, в “Провокаторе” Виктора Турина, снятого до мотивам романа “Нас было трое” Леся Досвитного, а также в историческом фильме “Серебристый орел” Якова Протазанова.

*   *   *

Рано ли партнерами Анны Стэн по съемочной площадке стали театральные актеры Сюра Качалов, Николай Черкасов, Борис Чирков, Мишара Жаров, а также режиссер Всеволод Мейерхольд, кое-какие кинокритики, имея в виду популярность Анны Стен, провозгласили: советское кино наконец обрело свою Веру Холодную... И согласен, взлет казался стремительным. К 1928 г. 20-летняя украинская исполнительница превратилась в одну из самых узнаваемых и любимых актрис Подмосковия, а в эпоху НЭПа фильмы с ее участием пользовались бешеным успехом.

Тем временем вслед за истекшую после Октябрьского переворота декаду “скромное обаяние” диктатуры пролетариата из сердец революционно настроенных деятелей искусства видно улетучилось. Уже по инерции до самого 1929 г. кинодива снималась в СССР, же едва подвернулся случай, эмигрировала в Западную Европу. Буферный) запас был сделан: некоторые из ранних фильмов Анны Стен демонстрировались за рубежом и вызвали у иностранного зрителя измеренн резонанс; особенно поразил немецких кинопрокатчиков ответственный фильм “Белый орел”, рассказавший о разгроме рабочей забастовки в 1905 г.

“Пергаментны орел”

В 1930 г. по очерк советско-германской кинокомпании Межрабпомфильм, созданной в Москве в 1928 г. нате обломках расформированного АО “Межрабпом-Россия”, украинская актриса отправилась в Германию, идеже вместе с Германом Валлентином снялась в своей первой эвфонический картине “Заработная плата бухгалтера Кремке” (“Lohnbuchhalter Kremke”), поставленной для кинофирме “Prometeus” одной изо немногих немецких женщин-режиссеров Марийцы Хардер.

На родину Анна Стен решила не возвращаться и продолжила карьеру в Европе, подчас им с мужем, Федором Оцепом предложили контракты. К этому были до настоящего времени предпосылки: пара владела немецким, беспричинно что языковый барьер препятствием маловыгодный стал. Это правда, актриса говорила с акцентом, только в германском кино 1930-х гг. снималось порядком иностранок.

Анна Стэн со вторым мужем, советским

режиссером Федором Оцепом

Стало быть, супруги решили сделать ручкой Москве, тем лучше, что начинались суровые времена, и стойкий занавес со скрипом закатывался. Последняя сведения об Анне Стэн в СССР была опубликована в журнале “Пролетарское синема” в 1932 г. Дальше – лже- бабка пошептала… Что значила свиданка внутренней свободы со свободой творческой, свидетельствовали фотографии. В быстрина года даже физический облик советской актрисы преобразился: изо красивой, но озлобленной брюнетки – кинокоролева Нюраха преобразилась в доброжелательную белокурую прелестницу.

*   *   *

Объединив творческие деятельность, Федор Оцеп и Анна Стэн начали с шедевра. Неметчина не была Совком: здесь рассиживаться в кресле с сухим мартини безграмотный доводилось… Приходилось сниматься в напряженном ритме. Кажинный Божий день актриса поднималась в пятеро утра, ехала на студию, а возвращалась в родные места поздно вечером и – смертельно усталой, (представка по-): п работая даже по воскресеньям.

Грушенька в фильме

«Душегубка Дмитрий Карамазов».

Игра стоила свеч. В 1931 г. лада подал красавицу-жену дуплетом – в успешном франко-германском проекте. В заре звукового кино было приличествует делать ленту в двух вариантах – с немецкими актерами нате немецком и с французскими – на французском языке. Поелику это были экранизации романа “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, получились… двум самостоятельные по климату картины с разными актерскими составами. Кайфовый Франции фильм вышел в прокат чисто одноименная с романом лента “Les Frères Karamazoff”, а видишь в Германии немецкоязычная версия появилась подо названием “Убийца Дмитрий Карамазов” (“Der Mörder Dimitri Karamasoff”). В обеих постановках снималась только одна премьерша – Анна Стэн, которая сыграла Грушеньку.

Немецкая показ состоялась в модном берлинском кинотеатре “Capitol” 8 февраля 1931 г., впоследствии прошли показы в Вене; в французской версии положение пошла сначала в Лозанне, а только опосля в Париже. Фильм имел грандиозный фурор. Правда, звучали и критические отзывы. Природно, что центральный орган русской эмиграции умереть и не встать Франции, газета “Последние новости” пригвоздила творческую группу следующем сообщением:

Манюра в фильме «Земля в плену»

- Берлинская ненашенский “Терра” выпустила жутик советского кинорежиссера “Душегубец Митярик Карамазов” Федора Оцепа после Ф.М.Достоевскому в обработке германского драматурга Леонхарда Франка. Исследование характеров не удалась фильмовому постановщику. В фонетический части использованы балалайки, колокольчики тройки. Красочно поставлена сценка разгула в Мокром, куда приходит архаровец арестовывать Дмитрия. В заглавной роли выступает выдающийся германский актер Кортнер, загримировавшийся по-под… монгола.

Вместе с тем, сияние о криминальном фильме “Убийца Митрий Карамазов” докатилась до Соединенных Штатов, и в сентябре 1931 г. в Нью-Йорке, в зале возьми 48-й Авеню состоялся премьерный сеанс ленты. Американская пресса фильм хвалила, а основной еженедельник “Variety” об Анне Стен написал так:

- А.Стэн блестяще воплотила возьми экране Грушеньку. С ней в немецкое циркорама пришел новый образ. Она объединение происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, (языко двойник Марлен Дитрих. Не пристало понимать буквально; речь идет чуть только о внешнем сходстве, о соответствии внешности, лица и фигуры стандартам континентальной прелести.

*   *   *

Сиречь оказалось, эти слова предугадали в недалеком будущем контрапост в судьбе актрисы. После такого успеха бывшая киевлянка оказалась в Западной Европе востребованной исполнительницей. В 1931 г. европейский марафет на ее новейший имидж навели три картины: французская – “Сальто-мортале-мортале” (“Salto Mortale”) и германская – “Бомбы по-над Монте-Карло” (“Bomben auf Monte Carlo”). Точку в художественных метаморфозах поставила криминальная дилогия с элементами эротики “Бури страшный” (“Stürme der Leidenschaf”; 1932) режиссера Роберта Сиодмака, идеже Анна Стэн снялась на пару со знаменитым Эмилем Яннингсом. 

Подальше всё случилось, как и предвидел Дар Божий Михайлович:

- Любовью все покупается, по сию пору спасается... Любовь такое бесценное перл, что на нее весь общество купить можешь, и не только домашние, но и чужие грехи еще выкупишь. 

Круглым счетом случилось, что продюсером фильма “Палач Дмитрий Карамазов” выступил родом из России Евгений (Юджин) Френке (1895-1984), художник-) строитель – по образованию. Говорят, получай съёмках между бывшим москвичом, русским немцем, 36-летним вдовцом, воспитывавшим донька, и 23-летней Анной Стэн вспыхнул Ромася. На самом деле познакомились они около странных обстоятельствах.

Как вспоминал Енюха Френке, впервые он увидел Анну для улице, когда куда-то очертя голову несся и числом неловкости едва не сбил девушку с ног. Поистине он не помнит, что в те поры смутило больше: ее красота то есть (т. е.) его неуклюжесть. Извинившись и улыбнувшись доброжелатель другу, они разбежались, а вечером в киножурнале некто вдруг наткнулся на фото Анны. И создатель сделал все возможное, чтобы спозн с прелестной незнакомкой.

Вскоре актриса бросила второго хатун и в 1932 г. вышла замуж в третий однажды. Новому возлюбленному, к счастью, вовремя посчастливилось из Страны Советов перевести п семейного состояния в швейцарские и французские банки. Любил ли после-настоящему украинскую киноактрису Евгений Френке? Просто он вытащил из швейцарских и французских банков и старый и малый свои сбережения и вложил в Германии и изумительный Франции в производство двух киноверсий романа “Братья Карамазовы”, все же его Аннушка давно мечтала сразиться… Грушеньку.

Дальнейшая карьера Анны Стен резко вышла на американскую орбиту.

Сэмюел Голдвин

*   *   *

В 1932 г. для красотку украинско-шведских кровей обратил атас могущественный продюсер, в будущем (1924) – Водан из содиректоров крупнейшей американской киностудии “Metro-Goldwyn Mayer” Сэмюел Голдвин (Samuel Goldwyn; 1879-1974). И – праотец Голливуда пригласил европейскую актрису в Лос-Анджелес, Калифорния. Отколь такое внимание, спросите?

Ловец кинодуш важно знал восточнославянских женщин. В 1920-х гг. ему посчастливилось с нуля создать в Голливуде свою личную звезду – венгерку Вильму Банки (Vilma Bánky; 1901-1991). Ровно человек не только образованный, чувствующий классику, однако и всячески державший нос по ветру, в начале 1930-х Сэм Голдвин загорелся идеей продюсировать экранизацию “Братьев Карамазовых”. Естественное же, он готовился к проекту и посмотрел однако, что было снято раньше.

О его новом проекте знал Мастерская вестернов, и со всех сторон стекалась полезная новость. Вскоре о самобытной европейской актрисе, блиставшей в роли Грушеньки, продюсеру рассказал выдающийся режиссер Джордж Кьюкор (George Dewey Cukor; 1899-1983), пребывавший около впечатлением немецкоязычной версии картины “Братоубийца Дмитрий Карамазов”. Мнению профессионала Сэм Голдвин доверился – вслед за роль в криминальной драме “Газовый аристократия” (“Gaslight”) Джорджа Кьюкора легендарная Ингрид Бергман в 1944 г. получит частный “Oscar”.

Киномагнат заказал пленку и самостоятельно посмотрел “Убийцу Дмитрия Карамазова”. Матч Анны Стэн потрясла патриарха Голливуда до самого глубины души, и Сэм Голдвин писал:

- Воскресенье, когда я заметил ее, был величайшим среди бела дня во всей моей карьере. Я подумал: “Сие настоящая звезда! У нее есть весь век: и внешность, и стиль, и сексапильность, и класс. У нее естественная пригожество, интеллигентность, интуиция прирожденной актрисы, серьезное знакомство жизни. И она могла бы сыгрануть, как “бестия”!

*   *   *

У гения до скончания веков нужные случайности сходятся в одной точке времени и пространства. Звездно-полосатый продюсер Сэм Голдвин на самом деле родился быть императоре Александре II в семье бедных варшавских евреев, наподобие Шмуль Гелбфиш (Schmuel Gelbfisz). В поисках лучшей жизни парняга отправился в Бирмингем, где англизировал титул как Samuel Goldfish. В 1898 г. чрез канадскую границу он въехал в США и превратился в успешного менеджера… по части продажам Сэма Голдвина.

Поверьте, некто знал всё о возможностях актрис, воспитанных в Российской империи, вследствие того студия “Goldwyn Pictures” предложила исполнительнице удобный контракт – сразу на три фильма. В документе обозначились невыгодный только внушительные гонорары, но и в таком случае, что в картинах ее роли будут главными.

Незаинтересованный супруг русско-немецкой кинодивы – Юджин Френке, приставки не- только оказался преданным поклонником актрисы, хотя стал личным агентом звездной жены: возлюбленный вел детальную переписку с мистером Голдвиным, выторговывал самый сколько ни на есть выгодный подряд: обещанные гонорары в неделю в течение первого годы работы поражали воображение – $1500, а умереть и не встать второй год – $2000. Cам высокопрофессиональный продюсер, Юджин Френке выбирал самый выигрышные сценарии. Эта пара была на (самом) деле влюблена друг в друга. Даже улыбки Анюта Стэн не позволяла в адрес постороннего сильный пол; при посторонних с Евгением жена общалась до невероятия по-русски, таким образом, ни одной живой души не посвящая в суть обсуждаемых тем.

*   *   *

В Голливуде ни одна квазар не рождалась с золотой ложкой вот рту. Не стала исключением и Ася Стэн. Уплыв за океан, всего-навсего на родине дяди Сэма актерка осознала, что языка-то возлюбленная не знает? А какая, позвольте, может переливаться (цветами радуги) кинодива без языка? Но Сэм Голдвин когда рак не пасовал перед обстоятельствами, поскольку видел возможности. По прибытии ставленница в Лос-Анджелес продюсер нанял актрисе педагога, которая аккуратно, как немка, целый год занималась со знаменитой ученицей. Паче того, по голливудским стандартам Нюня Стэн оказалась дамой в теле, и ее не мешкая же посадили на строжайшую диету.

Лучший год пришлось о съемках забыть, последовательно осваивая американский английский, беспощадно искореняя упор и превращаясь в фигуристую кинобогиню. Первую в США картину – “Нана”, снятую режиссерами Дороти Арзнер и Джорджем Фицморисом в 1934 г. согласно мотивам одноименного романа Эмиля Золя около участии бывшей киевлянки, в прессе неограниченно разрекламировали. Но… кассу ленточка не собрала; премьерная неделя, патетически устроенная Сэмом Голдвином в нью-йоркском зале “Radio City Music Hall”, провалилась.

Всё-таки, пиарить своих протеже Сэм Голдвин умел. Возлюбленный всегда нанимал хлестких в слоге писак, поднаторевших получи и распишись джинсе, и в центральной прессе регулярно появлялись сентиментальные статьи вроде:

- Только такая женщина, как Благодать Стэн, могла истолковать роман Золя. Симпатия сама познала и голод, и холод, и неофобия. Ant. бесстрашие смерти. Когда два года тому взад я увидел ее в советских фильмах, так сразу понял, что она принесет получи и распишись американский экран искренность и новизну. Ты да я готовили актрису целый год, обучали английскому и актерскому мастерству. Сие женщина удивительной судьбы. Во момент революции мисс Стэн познала нужда. Днем она разносила суп солдатам, слышала выстрелы и видела, точно по улицам волокут кричащих женщин. В соответствии с ночам Анна куталась в тряпье вповалку с другими московскими бедняками. Были эпоха, когда Россия страдала за цель…

Нана в фильме «Нана», США, 1934 г.

Обаче, имели место и реальные откровения. Прикиньте, давая интервью американской газете “Lincoln Star” г.Линкольн, Небраска, соотечественница (!!!), женщина-режиссер Дороти Арзнер (Dorothy Emma Arzner; 1897-1979), снявшая “Нана”, в десятку самых стильных актрис поставила 25-летнюю украинку. В таком случае есть в один ряд с Гретой Гарбо, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн, Рут Чаттертон, Марийцы Дресслер, Белой Бонди, Хелен Хейс, Джудит Андерсон и Луизой Эстансия.

Самой же подопечной продюсер запретил… делать возможным интервью. Позже она объясняла:

- У меня было такое нежная страсть, будто меня загоняют в уже насыпанный образ, тогда как я ожидала место для творчества. В Европе он у меня был.

Миномет Маслова в фильме

«Мы опять живы», США, 1934 г.

*   *   *

Сопродюсер Сэм Голдвин редко ошибался. В Анне Стен он увидел универсального солдата, единоличный инструмент в голливудской бойне, решительный слово на холодную Грету Гарбо (Greta Garbo; 1905-1990), а отчего вложился по полной и надолго. Дьявол-то прекрасно знал: четыре лета ту притягательную шведку, как чарующего Соединенные Парламент Сфинкса, продавливал в Голливуде иной могущественный кинопродюсер – Луис Барт Мейер (Louis Bart Mayer; 1884-1957).

L.B. (“Эл-Би”), не хуже кого его называли за глаза, равным образом был выходцем из соседних с нами земель; родился спирт как Лазарь Меир в еврейской семье в Минске. В стране дяди Сэма беженец начинал с “металлургического” бизнеса (собирал металлолом и утилизировал бытовые сиська), но в 1916 г. вместе с миллионером Ричардом Роландом создал в Нью-Йорке компанию “Metro Pictures Corporation” с собственной киностудией и актерским букинг-агентством. Через два года он отправился в Лос-Анджелес, идеже единолично создал кинокомпанию “Louis B.Mayer Pictures Corporation” и в 1918 г. ес первый продюсерский фильм – “Добродетельные жены” (“Virtuous Wives”).

Фредрик Марч и Анюта Стэн в фильме

“Мы еще живы“, 1934 г.

Конкуренция сверху Фабрике грез всегда была бешеной. И создатель Сэмюел Голдвин лелеял свою подопечную: “У нее представление робкой лесной птички, а кожа нежнее отстой”. На протяжении двух парение Анна Стэн снималась редко, так только у маститых режиссеров. И – не глядя в звездном ансамбле. В 1934 г. она сыграла Катюшу Маслову в драме “Наша сестра снова живы” (“We Live Again”) Рубена Мамуляна в соответствии с последнему роману Льва Толстого “Воскресение” c Фредриком Марчем в роли Нехлюдова и Чарльзом Обри Смитом в образе князя Корчагина. В 1935 г. последовал дуэт с Гэри Купером в мелодраме “Брачная нощь” (“The Wedding Night”) классика мирового кинематографа Кинга Видора; металлолента получила премию Венецианского международного кинофестиваля в номинации “предпочтительный режиссер”.

Имя бывшей киевлянки оказалось никак не просто на слуху. Такой линия. Когда 30 декабря 1935 г. корреспондент американской газеты “Ogden Standard” попросил французского исполнитель и киноактера Мориса Шевалье (Maurice Auguste Chevalier; 1888-1972), точный участвовавшего в бродвейских шоу, назвать десяток самых красивых в мире женщин, спирт назвал графиню де Мальгрет изо Парижа, Анну Стэн, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Лоретту Янг, Мерл Оберон, Клару Боу, Кэй Фрэнсис, писательницу с Нью-Йорка Клэр Брокау и французскую актрису Аннабеллу. Кому единаче из наших украинских кинозвезд давали в Голливуде такого порядка шанс?

*   *   *

О всех трех картинах, сделанных продюсером Сэмом Голдвином с участием Анны Стен, критика отзывалась прохладно, если малограмотный сказать уничижительно: надежды на авиакоммерческий успех не оправдались. Когда три фильма в прокате провалились, со всей дури четвертое сословие обрушилась на патриарха Голливуда с упреками, обвиняя его в расточительности. Далеко не стесняясь, кинокритики шельмовали Анну Стен как “ошибку ценою в леодр долларов”, ставили ей в вину абсолютное непропорциональность звездному статусу. Сэм Голдвин отреагировал только лишь раз, но как:

- Господа, сие был мой миллион. И таких миллионов у меня хорошего понемножку еще много. А вот вашей Анны Стен у вас не будет никогда.

В нежели была причина технического провала? Как ни говорите было дано: и талантливая актриса, и потрясающие сценарии, и жесткий кинопродюсер, и лучшие американские киностудии… Ми кажется, амбиции всей команды оказались невыгодный центростремительными, а центробежными. Если по-русски: и тот и другой действовал как в басне “Двойка, Рак и Щука”… Данный искусствовед, автор “Словаря французского кинолента” Жан-Луи Пассек (Jean-Loup Passek; 1936-2016) в книге “Русское и советское киношка” (“Le cinéma russe et soviétique”; 1981) утверждал, точно не Анна Стэн была тому виной, а исходная указание самого С.Голдвина, вздумавшего во что-нибудь бы то ни стало трепаться из протеже “новую Грету Гарбо”.

Сделано в 1970-х гг., когда славный сопродюсер Сэмюел Голдвин выпустил знаменитые воспоминания, он, похоже, понял свою главную ошибку и написал следующее:

- Всякий американец в 1930-е годы думал, чего Анна Стэн была немкой, многие и вот-вот так думают. Может быть, отчего, что все свои кинохиты трагик сделала в немецком кино. Но – на гумне — ни снопа! Она была русская, точнее – хохлушка. Это – правда. Она родилась в Киеве, а и сценическую деятельность начала в России, в Москве, идеже и стала сниматься в фильмах.

*   *   *

Чисто бы ее ни травили, к середине 1930-х гг. в Голливуде Нета Стэн превратилась в икону стиля. Обладая безупречным вкусом, киноактриса изящно и тонко подбирала гардероб. Штатовский кинопродюсер Дэррил Занук (Darryl F.Zanuck; 1902-1979) утверждал, кое-что именно Анна Стэн одевается предпочтительно всех, кого он когда-либо видел в своей жизни. Всё-таки, приходиться констатировать: несмотря на невероятные медийные деятельность локомотива всего Голливуда, киностудии “Metro-Goldwyn Mayer”, стоить второй Гретой Гарбо или третьей Ингрид Бергман Анне Стен не судилось. Хотя в целом ее судьба в США сложилась вполне удачно.

Возникло ярчайшее отсутствие единства: ее боготворили, но долларом в кинотеатрах без- голосовали; ей подражали, но находиться (в присуствии) такой, как она, не желали; ею восторгались, только записать в кумиры не решались. В конце концов, весь век эти заморочки в Голливуде вызвали у Анны Стен отторжение. Актрисе захотелось вернуться в Былой Свет, где нравы соответствуют порядкам, а нормы приличия обязательны в (видах всех. Бывшая киевлянка отправилась в Город дождей, где поселилась в старинном особняке XVI в. Всего-навсего вереницу всех своих предпочтений голливудская звезда первой величины приволокла с собой. Представляете, в лондонском особняке, тщательно обставленном антикварной мебелью, бывшая украинская артистка из погорелого театра продолжала кушать чай… с самовара.

В 1936 г. на Островах известная, только непонятая американская актриса снялась в главной роли, крестьянки Марии в мелодраме “Вековуха женщина” (“A Woman Alone”), схема которой написал второй супруг – Федя Оцеп, а продюсировал – третий наездник Юджин Френке.

Актрисы Анель Судакевич и Милостивая Стэн

1920-е г.г. 

*   *   *

Наравне говорят в Испании:

- Проблемы не заканчиваются, заканчивается проживание…

Быстро истек временный договор, подписанный супругом-продюсером Юджином Френке в Великобритании, и Аннета Стэн вернулась в Соединенные Штаты, идеже сразу получила американское гражданство. Как дядя Сэм вдруг тебе подобрел и как и ждал ее возвращения с распростертыми объятиями.

- Трескать (за (в) обе щеки) женщина – есть проблема, не имеется женщины – тоже проблема.

Через некоторое время с экранов она на три лета исчезла, чтобы всё опять пустилось… до кругу. Анна Стэн снялась в социальных драмах “Стрела изгнания” (“Exile Express”; 1939) Отиса Гаррета и “Молодой человек, за которого я вышла замуж” (“The Man I Married”; другое наименование – “Я вышла замуж следовать нациста”; 1940) Ирвинга Пичела.

Было поди, она действительно желала измениться, придя в 1936 г. в Голливуд. Актриса приняла иную манеру поведения, сполна изменила стиль, даже переиначила киноамплуа – выудить симпатии жизнерадостных янки проще, даже если ты легкомысленная комедийная актриса, а ко всему а еще и секси. Теперь на наряды бывшей киевлянки через соперницы Коко Шанель, парижского модельера и дизайнера, создательницы самого убеждения “prêt-à-porter” Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli; 1890-1973) все на свете обращали внимание все обозреватели таблица моды Соединенных Штатов. Без Анны Стен колонка светской жизни казалась полупорожний.

Между тем, после разрыва с киномагнатом Сэмюелем Голдвином предложений с Голливуда не поступало. Чтобы малограмотный закиснуть в профессии, актриса согласилась фигурировать в своем первом радиоспектакле. Положа руку получай сердце, скажу: в Голливуде бывшую киевлянку любили. Возьми бульваре Сансет и Беверли-Хиллз у нее было гибель друзей – все, кто рано или поздно-либо работал с Анной, проникались симпатией. Человеком симпатия слыла спокойным, общительным, милым.

Хоть соплеменницы признавались: одевается она элегантнее, нежели кто бы то ни было. Да, увы – все это маловыгодный конвертировалось в актерскую славу. Искренне отвечая держи вопросы журналистов, она честно изливала сокрушение:

- Слава больше, чем деньги alias возможность красиво отдыхать. В этом я без- одинока, все настоящие актеры скажем думают. Иногда они могут свершить ошибку, просчитаться, или же их заставляют беспокоиться, что самое главное – сие зарабатывать… Деньги – прощай лишь конечный результат. Что касается славы, в таком случае приятно, когда люди тобой восхищаются. Да если тобой восхищаются идиоты, в таком случае плевать на них.

*   *   *

Идеже бы кинокоролева Анна ни оказывалась, кем бы ее сфера ни пыталось видеть, настоящая киевлянка оставалась своенравной и непокорной. В неизменном противостоянии с американскими филологами, диетологами, букерами и даже если продюсерами, Анна Стэн была непоколебимой, игбо никаких компромиссов не терпела. Также, диетологи навязывали кинозвезде фруктовые и овощные салаты, в ту пору как она требовала плотный пир с вином и шампанским.

В течение жизни бывшая украинская комедиантка любила готовить сама, что было неслыханно ради Голливуда. Она варила борщи, жарила шашлык, а в ресторанах заказывала лишь блюда национальной кухни. Любимым блюдом завсегда оказывалась селедка в сметане – в качестве закуски по-под рюмку охлажденной водки.

Для Фабрики грёз Нюра Стэн оказалась слишком, как бы сие помягче сказать, неискушенной, безпонтовой. Скажите, какая голливудская пентаграмма не следует моде, сама рулит компактным “фордом”, избегая положенного по части статусу “роллс-ройса” с водителем в фирменной фуражке с кокардой и белых перчатках, и пусть даже играет в игру для простолюдинов – пинг-понг?

В родных местах Анна Стэн никогда не красилась, никак не пользовалась тушью, при том, чисто от природы у актрисы были белесые ресницы. Симпатия отказывалась от мехов и драгоценностей, носила иллюминаторы в роговой оправе – ее отпечаток в журналах разительно отличались от будничного облика кинодивы, которая со стороны, точнее, напоминала фабричную труженицу, нежели звезду. Чего примечательно, в официальной распиаренной благотворите


Категория: Культура


Спонсор

Спонсор

Ссылки партнеров

Ваша реклама тут